Пятница, 26 апреля 2024 года

Ученые обнаружили уникальную звездную систему газовых гигантов

Группа астрономов-исследователей из Кембриджского университета, что в Великобритании, недавно опубликовали отчет о результатах миссии чилийского наземного радиотелескопа ALMA. Результат этот удивил все сообщество ученых, изучающих космос в 21 веке и стал одним из самых уникальных открытий последних лет.

Все дело в том, что британским ученым удалось открыть с помощью данного телескопа систему не из экзопланет, что стало уже привычным делом, а из газовых гигантов, подобных Юпитеру и Сатурну.

Если экзопланеты (планеты в других звездных системах, отдаленно напоминающие Землю), действительно находятся учеными в последние годы все чаще, то вот обнаружить систему газовых гигантов ранее практически не удавалось. И что более редкостно для астрономии — определить след крайне молодой звезды и ее системы, так как даже радиотелескопы способны заглядывать во вселенной лишь далеко в прошлое, из-за ограничения максимальной скорости света в вакууме.

Найденная недавно система получила название CI Tau, как и ее центр — одноименная звезда типа Красный карлик. Звезде, и соответственно — системе, около 2-х миллионов лет, что делает ее самой молодой системой, обнаруженной учеными за последние 10 лет. И именно отталкиваясь от ее возраста, астрономы увидели в системе самое странное, что может быть. Состоит она из четырех крупных планет, каждая из которых является газовым гигантом, сравнимым с солнечным Юпитером.

Еще более странным является то, что одна из планет в найденной системе практически полностью копирует физические показатели Юпитера. Такие планеты называют “Горячими Юпитерами” и суть их особенности состоит в том, что являясь газовыми гигантами, они сохраняют в центре активное раскаленное ядро. По сути — такие планеты находятся в промежуточном состоянии между звездой и планетой, ровно так же как и Юпитер в Солнечной системе.

Ученым еще предстоит во многом разобраться с найденной системой, так как она вызывает у сообщества немало вопросов и ломает прежние парадигмы. Ранее считалось, что “Горячие Юпитеры” могут содержать в системе только среднего возраста звезды.