Четверг, 2 мая 2024 года

Российские ученые нашли способ создания сверхмощной взрывчатки

Российские специалисты в области химии и физики, а также их зарубежные коллеги установили, каким образом можно получить «идеальную» взрывчатку, передаёт REGNUM. Соединения из азота, гафния или хрома, обладающие совершенными характеристиками, могут быть получены при сравнительно низком давлении, говорится в статьях, приведенных в журналах Physical Review B и Journal of Physical Chemistry Letters.

Как поведал профессор Сколтеха и МФТИ Артем Оганов, коллектив ученых выполнил ряд работ, в которых затрагиваются свойства полинитридов металлов.

Оганов с коллегами отказались от полимерного азота в пользу нитридов металлов — высокоперспективных веществ, которые позволяют создавать по меньшей мере сильную взрывчатку.

«Эти высокоэнергетические вещества, как оказалось, намного проще в получении, однако не менее эффективные», — повествует один из ведущих создателей исследования, профессор МФТИ и Сколтеха, Артем Оганов.

Именно поэтому на данный момент самой сильной взрывчаткой является вещество, которое состоит только из атомов азота.

Все действующие взрывчатые вещества, включая пластид и тротил, содержат внутри себя азот. Это означает, что при взрыве будет выделяться большее количество энергии.

По этой причине самым мощным взрывчатым веществом было бы соединение, в котором присутствовали только атомы азота, при взрыве образующие облачко из чистого азотного газа и минимальное количество остальных соединений.

В таком случае самым мощным веществом было бы соединение с атомами азота, образующее при взрыве облако из азотного газа с наименьшим количеством иных соединений. Специалисты называет «идеальную бомбу» полимерным азотом, ее создание было предсказано еще в 90-х годах Кристианом Мейо. На протяжении многих лет учёные размышляли о том, как снизить давление полимеризации вещества.

Полимерный азот был создан Михаилом Еремцом в 2004 г., но вещество было получено при давлении, превышающем млн. атмосфер, что затрудняет его практическое применение. Относительно недавно открытый класс соединений азота позволил решить эту задачу. Оганов и его коллеги узнали, что некоторые виды нитридов, в которых атомы азота особым образом соединены с атомами хрома, циркония либо гафния, проявляют свойства, идентичные с полимерным азотом. Кроме того, проведенные расчеты показали, что новые вещества остаются в полустабильном состоянии при комнатном давлении и температуре.

Ученые уже давно думали о синтезе полимерного азота в огромных количествах.

«Мы посоветовали класс соединений, который эту мечту может реализовать», — заключает Оганов.