Пятница, 29 марта 2024 года

Кремлевские спецрюмки и их секрет

Как потчевали древние славяне дорогих гостей из дальних стран? Встречи проходили по-разному. Тем, кто приходил с недобрым умыслом, воздавали по его умыслу. Ну, а тем, кто приходил с миром – потчевали медовухой.

Напиток был так себе – в пределах 12 градусов. Поэтому чтобы опьянеть, пить надо было часто и обильно.

Но для решения государственных дел это было самое «то». Гости наслаждались яствами, запивали медком, и наконец – наступал кульминационный момент: подписание нужных государственных документов.

Мед на торжественных пирах подавали в огромных чашах— братинах. Самый большой объем такой «царской братины» составлял чуть больше 11 литров. Эту посудину с напитком в знак уважения ставили послу. Он и ел, и пил до отвала, а в итоге любой договор подписывал не глядя.

На что поменяли медовуху в XVI веке

Начиная с XVI века медовуху изымают из употребления и повсеместно заменяют… водкой. Это вещь крепкая, довести гостя до нужной кондиции можно быстро, но вот в чем закавыка: ведь заодно и самому можно назюзюкаться так, что неровен час – и сам что-нибудь подпишешь не то.

Стали думать, как перейти на более сокращенные дозы пития.

 Первым с ведерных братин на мелкую посуду перешел Петр Первый – Великий.

От Петра Великого до хрущевского правления

С веками тара проходила разные преобразования, и апофеозом уменьшения стали так называемые «кремлевские спецрюмки», специально разработанные советскими стеклодувами уже при Никите Хрущеве.

Некоторые журналисты в свое время назвали эти рюмки «цыганскими».

Но у Кремля было свое название: рюмки мелкой «расфасовки» назвали лафитниками.

Что представляла из себя такая рюмка? Это особая разновидность стеклянной рюмки, а ее отличительной чертой было полное отсутствие граней, а форма напоминала собой колокольчик на толстой и очень короткой ножке. Ножка такой рюмки была настолько мала, что в руках ее удержать можно было только кончиками двух пальцев.

Если взять стандартный объем лафитника, то он составлял 50 мл. Ну, а объем кремлевского лафитника был меньше почти на треть и составлял 35 мл. Но и это еще не все!

Реальный объем рюмки составлял 12 мл. А достигалось это за счет спецэффекта, когда невозможно было определить, где на самом деле расположено донышко рюмки.

Если посмотреть изнутри, то кремлевская рюмка напоминала «елабужскую муху».

В пустой рюмке высокое донышко видно и без микроскопа, а если наполнить ее прозрачной жидкостью – то по стенке можно догадаться, где на самом деле находится донышко.

Вы удивитесь, если узнаете, что в такой рюмке, да еще не заполненной до краев, помещается не более 10-15 мл жидкости – всего один глоток.

Эти рюмки были изготовлены советскими стеклодувами из Гусь-Хрустального специально для руководителя государства Н. С. Хрущева. А их прообразом была елабужская рюмка-«муха».

Собственно, такая тара была рассчитана на то, чтобы в теплой дружеской атмосфере прийти к определенному консенсусу. А один глоток из микро-тары не более чем символ дружбы и доверия между партнерами.


Выбор редакции


Еда