Четверг, 21 января 2021 года

Почему церковь запрещает кремировать православных христиан

Кремация – это практика, которая подается как экономически выгодная и консервативная в пространстве альтернатива традиционному захоронению тела. Однако на протяжении всей своей истории православная церковь запрещала эту практику.

Растущая практика и проблема кремации

В России кремация все чаще практикуется. Отчасти это связано с влиянием восточных религий, таких как индуизм и буддизм, а также с подъемом неоязычества. Но это также результат размывания традиционных верований среди неправославных христиан.

Во многих христианских конфессиях или, по крайней мере, среди их либеральных проповедников больше нет необходимости верить в пустую гробницу, в физическое Воскресение Христа. Эти учителя называют пустую гробницу мифом и сводят все явления Иисуса после Воскресения к простым духовным переживаниям.

Православное убеждение, что Сын Божий был также истинно человеком и был воскрешен во всей своей человеческой природе – теле и душе, объясняет традиционный отказ церкви от кремации, практика которой диаметрально противоположна ожиданию воскресения мертвых во Христе.

Исторические основы церкви

Церковь на протяжении всей своей истории подчеркивала важность понимания того, что Иисус родился с настоящим человеческим телом, обладающим теми же свойствами и потребностями, что и любое другое человеческое тело, которое после распятия умерло той же смертью, что и любое другое тело.

Три дня спустя воскрешение включало в себя его человеческое тело.  Через все это Иисус совершенно ясно показывает, что все наше человечество – как тело, так и душа – призвано к спасению и вечной жизни. Вся человеческая природа была поднята Вознесением Христа к правой руке Отца.

Святой Кирилл Александрийский добавляет, что Тело Христово должно было воскреснуть, чтобы победить смерть и уничтожить силу тления. Тело Христа, которое святой Фома доказал через прикосновение, чтобы быть реальным, дает ясное свидетельство о будущем воскресении наших собственных тел.

По образу и подобию Божию сотворен человек. Когда люди крестятся, не только душа становится храмом Святого Духа, но и тело. Когда человеком принимается Святое Причастие, то принимается настоящее тело и кровь Христа.

В таинствах миропомазания и Святого помазания именно тела людей помазываются святым миром. Особенно ясное доказательство святости тела дают такие святые, как святые Спиридон, Параскева, Савва, Герасим и Дионисий, тела которых остаются нетленными спустя столетия после их физической смерти. Церковь знает бесчисленные рассказы об исцелениях, происходящих после благословения мощами святого. Эти мужчины и женщины жили жизнью во Христе настолько полно, что не только их души были взяты на небеса, но и их тела сохранили святость и исцеляющую силу присутствия святого духа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Православных христиан от католиков отличает ряд важных традиций богослужения

Как нужно заботиться о теле усопшего, согласно церковным канонам

Со времени распятия Христа церковь недвусмысленно учила, что правильный способ обращения с умершими – это благоговейное погребение тела в контексте надлежащего церковного погребения и молитв. Служители церкви поют гимны и псалмы, чтобы сопровождать мертвых в их пути и выразить благодарность Богу за их жизнь и смерть.

Тело заворачивается в новый саван, символизирующий новую одежду нетления, которую человеку суждено получить. На тело возливается мирра и масло, как делается это и при крещении. Тело сопровождается благовониями и свечами, показывая веру в то, что человек освободился от тьмы и идет к Истинному Свету. Тело кладется в могилу на восток, что означает грядущее воскресение.

Смерть не является ни окончательностью, ни просто эволюционным шагом. Церковь в своей мудрости поминает святых в день их смерти в этой жизни, называя его днем их рождения для вечной жизни на небесах. Христианская смерть означает вечную жизнь со Христом, где на Страшном суде тело и душа воссоединятся и прославятся вместе. Таким образом, принятие кремации означало бы радикальный отход от установившейся практики, у которой нет достаточных оснований для внесения изменений.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Возможно ли таинство венчания между православными и католиками

Каждый православный христианин должен знать, что поскольку кремация запрещена канонами (правилами Церкви), то тем, кто настаивает на своей собственной кремации, не будут разрешены похороны в церкви. Естественно, исключение происходит, когда Церковь сталкивается со случаем какого-то бедствия, когда кремация необходима для охраны здоровья живых. В этих особых ситуациях церковь разрешает кремацию православных людей с предварительного епископского разрешения.


Выбор редакции


Еда