Вторник, 7 мая 2024 года

Ходьба способствует развитию творчества, доказано учёными

Выражение: «Я придумал буквально на ходу», как оказалось, основано на событиях, действительно имеющих место в нашей жизни. Благодаря исследованиям учёных из Стэнфорда, удалось установить, что более креативные люди – те, что любят пешие прогулки. И это не просто слова – всё подтверждено математическими замерами.

Всем, наверно, знакома ситуация: размышляя о чём-то, человеку более комфортно, если он не просто сидит, а ходит по комнате из угла в угол – так легче думается. То, что физическая активность и умственные способности между собой связаны – это давно не открытие. Но ходьбу нельзя отнести к физическим упражнениям, это всё-таки нечто, стоящее особняком.

Благодаря ходьбе, как считают учёные, человеческий мозг стал лучше развиваться. То есть, процесс превращения Homo в sapiens был запущен только тогда, когда Homo стал ходить на двух конечностях. Учёные ходьбу на двух ногах назвали бипедализм, ничего особенного в нём, вроде бы, быть не может, однако оказалось, что это сложнейшие движения, для выполнения которых задействованы разные области мозга.

Для понимания всего механизма влияния ходьбы человека на его мозг, учёные Стэнфорда провели исследования. В них участвовало 176 добровольцев, их задачей было справиться с задачами на мышление, которые предлагались. Но решать задачи следовало при определённых условиях:

  • за обычным столом, в помещении;
  • занимаясь на беговой дорожке в комнате;
  • расположившись с комфортом в кресле-каталке, которое при этом передвигалось по университетскому городку (имитация впечатлений от прогулки);
  • во время прогулки на свежем воздухе.

Все предлагаемые к решению задачи, были направлены на вдохновение и на поиск креативного подхода к ним. Так, к примеру, испытуемый должен был назвать, какими ещё способами можно использовать тот или иной обычный предмет. Это может быть канцелярская скрепка, предметы кухонного обихода, старая обувь и т.п.

Другие задачи требовали так называемого дивергентного мышления. Сама задачка ставилась несложная, но решения следовало предоставить в разных вариантах. Так, предлагалось к трём словам найти четвёртое, связующее. Например, к «пирогу», «Швейцарии» и к «ферме». Связующие слова здесь могут быть такие, как «розмарин», «сливочный сыр», «творог» и другие. Сыр, например, можно использовать в пирогах и сделать из молока коров с фермы, находящейся в Швейцарии, и всё в таком духе.

Насколько креативные возможности участника хороши, судили по количеству вариантов, предлагаемых для решения. Отдельно оценивались также и новинки в решениях, до которых додумывались лишь единицы из всех участников.

В результате исследований оказалось, что наиболее лучшим образом с новинками удалось справиться тем испытуемым, кто принимал решения, прогуливаясь. Среди них креативщиков оказалось на 60% больше, чем среди остальных участников.

При этом оказалось совершенно неважным, шёл испытуемый по дорожке университетского городка, по беговой дорожке или ходил по комнате – результаты у всех оказались одинаковыми.

В личных беседах сами испытуемые признавались, что наибольшее вдохновение они испытывали именно при ходьбе. 81% всех опрошенных отметили, что свежие мысли и идеи у них рождались во время ходьбы.

По мнению учёных, всё дело в том, что ходьба стимулирует мозг, он входит в фазу активности, обогащается нейронными связями, заряжает энергетикой определённые свои участки. Отсюда и неожиданная гениальность принятых во время прогулок решений.

Исследования стэнфордских учёных показали, что после прогулки ещё некоторое время креативность сохраняется на том же высоком уровне. В связи с этим, они рекомендуют всем, у кого работа сидячая, и в то же время требующая креативных решений, если ничего в голову не приходит – просто пойти «проветриться».

Можно даже по дому походить, чем-то полезным заняв себя. Мозг тут же переключится из режима застоя в более активную фазу, и эффект окажется более чем положительным: и для креативных идей хорошо, и по дому что-то сделано, и для здоровья движение полезно.


Выбор редакции


Еда