Суббота, 27 апреля 2024 года

Намерение снизить зависимость от иностранных рейтингов подкрепляется фактической изоляцией российской банковской системы из-за санкций

Намерение достичь независимости от иностранных рейтингов неоднократно озвучивалось правительством РФ. Проблема в том, что независимость почти автоматически означала либо независимость от иностранных инвестиций, которым отечественные рейтинги были недостаточны. Либо — удвоенную нагрузку на отечественный бизнес, которому пришлось бы платить и за внутренние, и за внешние рейтинги.

Санкции дали шанс опробовать независимость фактическую. Крупнейшие российские банки и существенная часть госкрорпораций потеряли возможность
занимать средства за рубежом. Поэтому, для них, временно утрачена значимость рейтингов. Казалось бы, вопрос решен в пользу отечества. Но, и тут все не просто. Внутренний рынок заимствований и более дорогой и существенно менее объемный. Кроме того, нежелание терять рейтинговую историю, стимулирует часть компаний не отказываться и от международных рейтингов. При этом, вопроса выбора для госкомпаний нет вовсе — с 14 июля они обязаны иметь отечественный рейтинг по закону.

Получается, что выбор между отечественными и зарубежными рейтингами иллюзорный. Компании и банки, работающие исключительно на рынке РФ, и не намеренные привлекать иностранные заимствования и ранее не нуждались в международных рейтингах. Теперь же им придется получать оценку у отечественных агентств. Экспортно ориентированные компании, теперь будут тянуть двойную рейтинговую нагрузку. И, пусть расценки, как заявляет глава АКРА ниже на 25-30%, увеличения нагрузки на бизнес это не отменяет.

Возможно, при появлении уверенности в среднесрочном и долгосрочном характере санкций, нужда в международных рейтингах отомрет. Хотя это и означает сползание в изоляционизм, зато дает снижение расходов компаний. Кроме того, интересно, сумеют ли китайцы пробить собственные рейтинговые агентства в ряд с «большой тройкой» Fitch, S&P и Moody’s. Правда, это автоматически будет значить ту же самую дороговизну, от которой хотело уйти российское правительство и которая «оплачивается» из карманов российских потребителей.


Выбор редакции


Еда