Пятница, 26 апреля 2024 года

Набиуллина назвала главный риск российской экономики

К сожалению, таковым опять объявлена внешняя конъюнктура.

При том, что формально глава Банка России права, не перестает покидать ощущение, что существенную часть в прогнозах роста и стратегиях развития России занимают оправдания причин не выполнения «плана».

Вот и в этот раз, озвученный риск замедления мировой экономики вполне логично ложится в «корзину» причин возможного российского замедления развития и даже рецессии. Отсутствие локомотивов мирового роста и протекционизм Трампа, грядущее удорожание финансовых ресурсов сужают потребность в ресурсах материальных. Появление в России уникальных для мирового рынка товаров пока не предвидится. Диверсификация экономики также пока больше в планах, чем реалиях. Поэтому, возможности развития производства падают, доходы населения также снижаются и риск свалиться в новый виток рецессии становится осязаемо неприятным.

Выход найден, и он заключается в более качественном использовании человеческого капитала. Однако, для реализации идей, связанных с человеческим капиталом, необходимы позитивные общенациональные идеи. Пока с ними еще хуже, чем с деньгами.
Поэтому и тут все сводится к банальному поиску новых налогоплательщиков, не мытьем, так катанием вытягиваемых из «серой экономики». Но, это вовсе не развитие, а фактически игра со статистикой. Рабочие места не создаются, инновации не появляются. Просто, из части граждан, «извлекаются» налоги, что, кстати, будет частично или полностью переложено на потребителей их товаров и услуг. Но, дело не в деньгах и не в справедливости устранения социальных нахлебников. Проблема в том, что все это никак не относится к развитию, хотя, на время, позволит пожонглировать цифрами.

Главная причина и проблема развития – мотивация. «Сверху» и из-под палки, она возможна. Но, не раз доказано, что она малоэффективна, в реалиях современности, частично и невозможна. Для ее же массового «произрастания» пока делается мало, зато много делается против.


Выбор редакции


Еда