Пятница, 26 апреля 2024 года

Чиновники придумали способ борьбы с фальсификацией молока

Росстандарт на ближайшем заседании технического комитета, намеченном на конец февраля, рассмотрит изменения в ГОСТ, призванные не допустить фальсификацию сырого молока. Об этом пишут «Известия» в пятницу, 20 января.

На ближайшем заседании техкомитета при Росстандарте будут окончательно сформулированы изменения в ГОСТ на сырое молоко. Их смысл — не допустить фальсификацию молока на стадии питания животного. Эксперты единодушно согласны с грядущими изменениями.

В ГОСТ собираются добавить новые требования к сырому молоку. На текущий момент недобросовестные производители научились «нагонять» содержание белка добавлением в рацион животных азотосодержащих добавок. Азот попадает в молоко из корма и создаст белок неорганического происхождения, который не усваивается человеческим организмом.

Так производители получают дополнительную прибыль, а вот у покупателей могут появиться проблемы с пищеварением. Специалисты единогласно согласны с грядущими изменениями. Максимально допустимое содержание небелкового азота в сыром молоке не должно превышать 0,038 миллиграмм-процента. Если концентрация выше — молоко можно считать фальсификатом.

Ответственный секретарь технической комиссии при Росстандарте Лариса Абдуллаева рассказала, что документ проходит стадию согласования в техническом комитете. В ГОСТ предполагается добавить к существующим требованиям к сырому молоку (по белку, жирности, плотности и т.п.) новые, пресекающие использование в производстве сырья немолочных компонентов. Сейчас недобросовестные производители научились «нагонять» содержание белка добавлением в рацион животных азотосодержащих добавок.

Азот (в любой концентрации) из корма попадает в молоко и образует в нем белок неорганического происхождения, который не усваивается человеческим организмом. По мнению заведующей лабораторией технохимического контроля ВНИИ молочной промышленности Елены Юровой, максимально допустимое содержание небелкового азота в сыром молоке не должно превышать 0,038 миллиграмм-процента. Если концентрация выше — молоко уже можно считать фальсификатом.

«Бывает такое, что поступает молоко на завод, а с ним ничего сделать не могут. Залили его, добавили закваску. Оно стоит сутки-двое и не сквашивается. Это значит, что что-то там добавили на ферме», — поясняет Лариса Абдуллаева.

Она подчеркивает, что изменения, которые позволят установить фальсификацию сырого молока какими-то немолочными компонентами, вводятся в ГОСТ впервые. Ближайшее заседание техкомиссии состоится в конце февраля, и на нем предполагается окончательно сформулировать изменения в ГОСТ и передать их на утверждение в Росстандарт. По словам Ларисы Абдуллаевой, все члены техкомитета с предложениями согласны, и сейчас идет работа над точными показателями, которые будут установлены в ГОСТе.

0

Глава Молочного союза (один из инициаторов изменений в ГОСТ) Аркадий Пономарев пояснил , что белок — основной критерий сортности молока и, соответственно, его закупочной стоимости. Его содержание определяет 60% цены. Поэтому наращивание искусственного псевдобелка экономически интересно недобросовестным производителям. Тем более что обман удается скрыть.

Генеральный директор консалтинговой компании Petrova Five Consulting Марина Петрова уверена, что если внести изменения в ГОСТ, определяющие показатель белка по методике дифференциации истинного белка, мочевины и небелковых азотистых соединений, то это даст переработчикам законные основания не принимать в переработку молоко, фальсифицированное такими добавками.

«Подобные анализы переработчики уже сейчас проводят на добровольной основе, но пока отказ от приемки может быть в том случае, если будет доказана фальсификация. ГОСТ будет четко регламентировать причины отказа в приемке такого молока на законных основаниях», — пояснила Марина Петрова.

По ее мнению, вносить такие изменения необходимо для защиты как потребителей, так и переработчиков — в первую очередь сыроделов.

Независимый эксперт молочного рынка Татьяна Рыбалова отмечает, что вопрос определения фальсификации молока важен на всех этапах, в том числе и на уровне производства.

«Умельцев в России хватает по всей производственной цепочке. Очевидно, что переработчики не хотят платить лишние деньги и хотели бы себя обезопасить, введя дополнительные параметры проверки молока. Их можно понять и поддержать, но все-таки основные объемы фальсификата появляются на этапе переработки молока, на перерабатывающих предприятиях. Контроль за их производством и качеством выпускаемой продукции должен быть еще более строгим. Работа по борьбе с фальсификатом должна вестись во всех звеньях производственной цепочки, как принято говорить, “от поля до полки”», — считает Татьяна Рыбалова.


Выбор редакции


Еда