Пятница, 26 апреля 2024 года

В Турции готовится масштабный передел собственности

Древний принцип – победитель получает все – вновь оправдывает себя в Турции. Проигравшие и зачастую крайне условные сторонники Фетхуллаха Гюлена могут в ближайшее время распрощаться с собственностью, перераспределенной среди победителей, лояльных Эрдогану.

В Турции сегодня, впрочем, как и ранее, опасно быть нелояльным к властям. Масса турецких граждан, имевших неосторожность принадлежать к оппозиции или даже попавших под подозрения в нелояльности, имеют все шансы расстаться не только со свободой, но и собственностью. Естественно, на нее будут претендовать «свои» люди, вовремя примкнувшие к лагерю победителя. И было бы крайне несправедливо приписывать эту освященную столетиями практику исключительно Эрдогану, переделом собственности «чужих» в пользу «своих» занимались веками, и не только в Турции.

Гонимые сегодня сторонники Гюлена также не брезговали преследованиями оппонентов, чему есть немало свидетельств. И для Турции, вполне возможно, неприемлем принцип римского права, что пусть мир рухнет, но торжествует справедливость. Справедливость определяется победителем. И американцы, уничтожившие Хуссейна и способствовавшие гибели Каддафи, действовали из собственных соображений о справедливости. И их ничуть не смутило, что в результате торжества справедливости на свой лад они убили на порядок-два больше иракцев, чем «Саддам кровавый», и косвенно виновны в гибели не поддающегося даже приблизительной оценке числа ливийцев. В этом смысле Эрдоган и намного гуманнее, и уж точно намного менее лицемерен.

Повлияет ли переприватизация на турецкую экономику? Несомненно, поскольку Запад не простит Эрдогану самодеятельности в присвоенных Западом правах определения и наказания виновных. К тому же для турок, могущих потерять собственность, свежий урок пойдет впрок и они с утроенным энтузиазмом будут припрятывать активы за рубежом или в высоколиквидных инструментах, но не во вложениях в экономику.

А турецкого лидера запомнят не как деятеля, отбирающего собственность, а как подавившего твердой рукой антиправительственный мятеж. А если он сумеет прибрать хоть часть земель бывшей империи, то его запомнят и вовсе как национального героя.


Выбор редакции


Еда