Пятница, 26 апреля 2024 года

Экономика Японии интригует ростом второй квартал подряд

Второй квартал 2016 г порадовал ростом японской экономики. Мало того, что он произошел вопреки пессимизму аналитиков, так еще и шел «широким фронтом», затронув большинство макроэкономических показателей.

Впрочем, рост на 0,7% при ожидании 0,2% хоть и хорош, но не достаточен, чтобы говорить, что есть надежда вывода Японии из подзатянувшейся стагнации. Что еще несколько смущает, так это беспрецедентный уровень усилий правительства. Хотя они и привели к росту, интуитивно хотелось бы больших результатов от менее «титанических» усилий. Кроме того, потуги правительства не были в должной мете поддержаны корпорациями, проявившими сдержанность на фоне непонятных перспектив экономики. Теперь на фоне повторения благоприятных квартальных данных чрезвычайно важно сформировать уверенность в тренде развития. Т.е. стимулировать внутренний спрос, а в идеале и инвестиции. Пока здесь намного более скромные результаты: спрос ожидаемо вырос на 0,2%, а инвестиции, хоть и оказались лучше прогноза, все же остались в отрицательной зоне -0,1%.

Рост могут подкосить продолжение спекуляций на тему выхода Великобритании из состава ЕС и риск остановки роста экономики Китая. Не прибавляет энтузиазма и существенное укрепление йены к доллару — на 20%. На этом фоне рост государственных инвестиций на 2,6% приятен, но не выглядит успокаивающе достаточным.

Когда уже правительства (кроме особняком стоящего Китая), наконец, сумеют продемонстрировать, что могут стимулировать экономику не вливанием в нее безумных объемов непонятно откуда взявшихся средств, а путем создания рабочих мест и конкретных мероприятий по повышению качества жизни, остается неясно. Собственно и намного более «разноплановый» Китай в этом смысле не очень годится в пример, поскольку до сих пор отталкивается от низкой базы. И существенная часть решений чрезмерно дорога и спорна в части достижимости. Тем не менее другие правительства превратились во «вторых финансистов» — ничего кроме денег и контроля над ними у них нет, и есть подозрение, что больше не интересует.  


Выбор редакции


Еда