Пятница, 26 апреля 2024 года

Экономисты обеспокоены фрагментарностью современного образования

Построение школьного образования на ЕГЭ делает его недопустимо фрагментарным и убивает зачатки креативности.

Проблемы, связанные с навязыванием западной тестовой модели под лозунгом большей справедливости, привносимой ЕГЭ в систему образования, были ясны и до момента торжества тестов над здравым смыслом. Однако вызванная тестами структурная деформация образования стала настолько велика, что вызывает серьезную тревогу уже не у ученых, а представителей экономического сообщества, вполне осознающих ущербность частичных знаний о целостном и комплексном мире.

Экономисты отмечают и вторую опасность: вместо закладки образовательного фундамента, на котором ВУЗ будет строить «здание специализаций», школа натаскивает учащихся на набор фактов, позволяющий набрать сумму баллов. Вместо прочного фундамента знаний о мире и развитого творческого подхода к решению проблем, получается нечто невнятное, что нужно дополнять и укреплять, к чему у ВУЗа нет ни возможностей, ни желания.

Абсолютный универсализм – достояние немногих гениев. Но и абсолютное отсутствие универсальности в лучшем случае заканчивается гиперспециализацией, совершенно бесперспективной в институте и работе после него.

Получается, что формальное социальное улучшение, поскольку лучше сдавший ЕГЭ выпускник сельской школы получает преимущество перед городским лентяем, дополняется интеллектуальным уродованием.

Реформы предполагали создание рынка образования, где ЕГЭ обеспечивало опору для справедливого конкурентного взаимодействия. Но, вопреки идеалистическому подходу, рынок образования не стал общим и конкурентным. У родителей нет возможности с легкостью менять район города, тем более регион, потому что у соседей выше качество. У рынка единственный «покупатель», он же контролер – государство. Модель, где нет конкуренции и есть ряд сильных участников, необходимо постоянно перерегулировать, причем чем хуже обстоят дела, тем больше отчетностей и дополнительных критериев.

Кстати, есть полная аналогия с идиотским накачиванием финансовой системы и жалобами образовательной системы на нехватку финансирования. Деньги без реального дела приносят исключительно вред, что видно как по финансовой системе, так и по большей части «элитных школ», не дающих более высокого качества образования.

Изменить учебное заведение возможно, как и все в этом мире. Но готово ли общество к такому серьезному труду – вопрос интересный.


Выбор редакции


Еда