Среда, 24 апреля 2024 года

Почему предсказания Мальтуса не сбылись: в чём ошибся британский экономист

Почему предсказания Мальтуса не сбылись и перенаселение планеты, о котором он так беспокоился (при том, что в его времена численность населения планеты составляла менее одного миллиарда), не погубило её – об этом сегодня рассуждают эксперты.

Томас Мальтус – экономист из Великобритании, годы жизни которого пришлись на XVIII-XIX века, считал, что планету погубит перенаселение, но это предсказание, к счастью, провалилось.

Предсказания Мальтуса не сбылись, благодаря демографическому переходу

По теории Мальтуса, из-за роста населения на планете, пищевые ресурсы себя исчерпают и начнётся массовый голод. Но сегодня уже очевидно, что это не так, потому что люди изобрели новые технологии, не допускающие этого.

Уже в наше время, не так давно, всего лишь полвека назад, в 1968 году, некто Пол Эрлих, преподававший в Стэнфордском университете биологию, стал автором книги «Популяционная бомба», в которой предположил, что из-за ничем не сдерживаемого роста населения уже в 70-х гг. начнётся массовый голод. Тоже, к счастью, ошибся – заблуждался, как и Мальтус. Людей стало намного больше, но пищевая промышленность – на высоте, и массового голода пока что не предвидится.

В то время, когда жил Мальтус, да и Эрлих тоже (может быть, в меньшей мере), женщины стремились рожать детей побольше. В среднем, в семье тогда было по 5 детей. Но когда вышла книга Эрлиха, ситуация изменилась. Мальтус такого поворота не предвидел.

Если общий коэффициент рождаемости опустится ниже, чем 2,1 – это будет означать, что население планеты стабилизировано и идёт на снижение.

В настоящее время планета стоит на пороге этого волшебного уровня, благодаря демографическому переходу. Большинство стран перешли с уровня, при котором каждая женщина рожала в среднем по 6-7 детей, на другой – теперь в среднем в семье два ребёнка, не более. И такая тенденция держится уже много лет.

Что вызывает сегодня тревогу, так это обстановка на Африканском континенте, южнее Сахары. Там женщины продолжают рожать в среднем по пять детей. Но это единственный регион, пока что не перешедший на принцип небольшой семьи.

Предсказания Мальтуса и Эрлиха не сбылись и уже не сбудутся

Нигерия, Эфиопия, Танзания, Конго – всё это страны с всё ещё высоким уровнем рождаемости. Так вот, если эти рубежи будут преодолены и люди в этих странах также станут сторонниками небольших семей, тогда можно будет говорить об окончательном триумфе.

На сегодняшний день эксперты говорят о шаблонах, из-за которых африканский континент не сможет плыть против течения и вести мир к перенаселению. Благодаря чёткой связи фертильности и уровня дохода. При ежегодном ВВП на душу населения выше 5 тыс. долларов, рождаемость высокой не будет.

Если судить по некоторым африканским странам, с недавним резким приростом ВВП, нужного уровня они достигнут за пару десятков лет. Особенно, если учесть данные демографического перехода и тенденцию к его ускорению: для Великобритании на переход от 6 детей в семье до 3 ушло 95 лет; в Ботсване этого показателя добились за 24 года, в Бангладеш – за 20 лет, в Иране – за 10.

При всех положительных прогнозах, «популяционную бомбу» так просто не обезвредить, потому что существует такое понятие, как феномен инерционного прироста населения. Так, по прогнозам ООН, ближе к началу XXII века на планете уже будет жить не 7,6 млрд человек, как в настоящее время, а более чем 11.

Демографические проблемы не закончатся снижением роста населения планеты. Африка перенаселена людьми, и эта тенденция продлится ещё несколько десятилетий. Люди оттуда будут стараться мигрировать туда, где страны побогаче, где экономические возможности получше и где, в конце концов, просто нет войн.

А Европа уже сегодня хорошо знакома с проблемами, которые возникают из-за беженцев. И от этого миграционного потока испытать головную боль предстоит ещё многим государствам.

Как бы то ни было, но уже очевидно, что не будет того, что предсказывали Мальтус и Эрлих. Люди – не животные и они сумели добровольно наложить ограничения на рождаемость. Поэтому сегодня уже можно говорить о практически обезвреженной «популяционной бомбе».


Выбор редакции


Еда