Пятница, 26 апреля 2024 года

Как правильно донести до детей и растолковать некоторые жизненные ситуации

Чем старше становится ребенок, тем больше начинает проявлять интерес к окружающему миру, и ждет ответы от взрослых на непонятные пока для него вопросы. Скажем, услыхал где-то на улице слово секс, и начинает расспрашивать, что это такое. Родители, краснея и запинаясь, начинают пересказывать целую энциклопедию о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. И это вместо того, чтобы просто сказать:  секс – это любовь, она возникает между двумя взрослыми людьми.

А бывает порой, когда доходит до анекдотичных ситуаций. Приходит из школы второклассник и спрашивает: мама, а что такое «аборт»? Мать в шоке, не знает что ответить. Она спрашивает у второклассника: а где ты слыхал это слово? Мальчик отвечает: да мы песню в классе разучивали на уроке пения – «а волны и стонут и плачут, и бьются аборт корабля».

Вот те раз. Первым делом мать объясняет, что нужно говорить «о борт корабля». И все становится понятным: волны плещутся и бьются о борт морского или речного судна. Поэтому прежде чем начать диалог с малышом, узнайте, что именно он имел в виду, а потом уже рассказывайте ему то, что доступно детской психике.

 Главное в общении с детьми – не уходить от их вопросов. Рано или поздно ребенок докопается до истины, но будет плохо, если эту истину он познает из чужих уст. И про себя подумает: мои родители либо тупые, либо тоже не знают, что такое секс, развод, смерть или аборт.

Как явствует со слов психолога, с ребенком надо говорить  простым, доступным для его возраста языком, и только фактами, не вникая ни в какие подробности.

Скажем, как ему ответить, если он спросит: «что такое развод?». Вы начинаете юлить и изворачиваться, а он по-взрослому говорит: да не бойся, мама, у нас уже половина класса родителей в разводе, не ты первая, не ты последняя.

Еще печальнее, когда ребенок начнет расспрашивать: «что такое смерть?». Не начинайте свое повествование о том, что во Вселенной произошел Большой Взрыв,  появилась Голубая планета Земля, а на ней всякие живые существа, в том числе и разумные – типа питекантропов, от которых пошла эволюция, и обезьяноподобное существо стало таким, каким мы видим его сегодня.

Это слишком длинный и непонятный рассказ. Просто скажите своему ребенку, что в жизни ничего нет вечного: одни рождаются, другие умирают, прожив определенный период времени. А не помрет только тот, кто не родился.

«Да, я все понимаю, — говорит пятилетний малыш. – Видел сегодня, как по улице вели тетеньку под руки за машиной. Она сильно плакала и не хотела хорониться».

Как выяснилось, малыш впервые в своей жизни увидел похоронную процессию. Гроба с покойником на машине он не видел – росточком маловат, а вот плачущих людей видел, вот и решил, что женщина в черном плакала потому, что не хотела, чтобы ее хоронили.

 Чтобы не напугать ребенка страшным словом «смерть», скажите ему, что умерший сильно болел, а когда он не выдержал боли – то решил помереть, чтобы попасть в другой мир: где сияние сияет, светит где небесный свет, где покой не нарушают ни болезнь, ни дряхлость лет.

Пусть малыш остается в неведении до своего взросления. Придет время – и он все поймет, но без страха, что его тоже поведут под руки – хорониться.


Выбор редакции


Еда