Суббота, 20 апреля 2024 года

Европа вывела «Северный поток-1» из-под действия норм Третьего энергопакета

Газотранспортные операторы из Германии заявили, что в последние дни газопровод «Северный поток-1» и его немецкое продолжение – газопровод Opal, работают с серьезным превышением своих проектных мощностей. Если по «Северному потоку» этот показатель равняется 111 процентам, то по газопроводу Opal он составляет 105 процентов.

Надо отметим, что эти успехи стали следствием того, что Еврокомиссия в ноябре была вынуждена сделать исключение по газопроводу Opal и вывести его из-под действия норм Третьего энергопакета, из-за чего компания «Газпром» могла воспользоваться только половиной мощностей своего проекта «Северный поток-1».

Это ограничение было в свое время принято по политическим причинам для того, чтобы создать для Москвы дополнительные сложности по транзиту газа в Европу и увеличить зависимость «Газпрома» от украинской газотранспортной системы.

Другой вопрос, что из-за событий 2014 года и фактического коллапса экономики Украины этот транзитный маршрут перестал быть надежным, поскольку у Украины на сегодня нет желания поддерживать собственные транзитные мощности и вкладывать в них необходимые для этого средства, а также отсутствуют деньги на закупку достаточного количества углеводородов, чтобы поддерживать необходимый уровень газа в собственных подземных хранилищах.

Из-за этого Украина чисто физически не может этой зимой гарантированно поддерживать тот уровень транзита газа, который был у этой страны до зимы 2016/17 годов. Это и стало, в конечном счете, главной причиной того, что газопровод «Северный поток-1» заработал на всю проектную мощность и даже выше.

Заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что кроме украинского вопроса здесь присутствует рынок европейских компаний.

«Что касается транзита российского газа через Украину, то даже слепому сейчас очевидно, что в этом вопросе существуют очень большие проблемы, но не надо забывать, что «Северный поток-1» – это не только проект «Газпрома», но и целого ряда других европейских кампаний», — констатирует Фролов.

По словам Фролова, «Северный поток-1» – это совместный проект «Газпрома» и европейских потребителей газа, без чего он так и не был бы никогда построен.

«Из-за этого, когда газ прокачивается по «Северному потоку-1», деньги получают многие европейские компании, а когда через Украину, то только Киев. При этом украинский маршрут с финансовой точки зрения менее выгоден всем заинтересованным сторонам», — резюмирует Фролов.

Фролов замечает, что украинский маршрут просто дороже, без всякого учета форм собственности на «Северный поток-1», когда часть денег за прокачку газа через этот газопровод все равно возвращается в Европу.


Выбор редакции


Еда