Пятница, 26 апреля 2024 года

Отличный урожай 2016 года не только повод для радости, но и источник проблем производителей

Рекордный урожай 2016 может создать производителям ряд существенных проблем.

Одна из неприятных особенностей технического прогресса – перепроизводство – чаще всего становится хуже невыполнения плана. Если относительно потери урожая есть компенсация в виде роста цен, да и существуют множество страховок от рисков, то перепроизводство и страхуется намного сложнее, и приводит к дефициту сбыта, который имеет массу негативных последствий.

Казалось бы, перебор 8 млн тон при плане в 105 млн не так велик для опасений, однако ценам на нефть «хватило» и намного меньшего в процентном отношении перепроизводства.

Проблемы производителей и в том, что они оторваны от рынка и не получают выгод от роста производительности выше плановой. Если при дефиците предложения, производителю достается часть прибыли от роста цен, то при избытке посредники, как правило, создают искусственный дефицит, не закупая продукцию по справедливой цене. Получается, что в российских условиях, чрезвычайно отягощенных отсутствием конкуренции, рост цен на продовольствие постоянен вне зависимости от урожая или неурожая. При первом варианте цены просто растут быстрее.

Регулирование же рынка ведется государством весьма неудовлетворительно. Производителю не обеспечивается минимальная гарантированная цена, вместо этого там происходит конкуренция на понижение, иногда заканчивающаяся провалами ниже себестоимости. Так, например, катастрофический неурожай 2010 года был связан, в первую очередь с обвалом в три раза закупочных цен 2009 года. Аномальная засуха лишь «помогла» увеличить потери.

Есть немало проблем и с транспортировкой урожая. Логистика в Южную Корею намного дешевле через Новороссийск, чем через железную дорогу на недозагруженные мощности дальневосточных портов. При том, что у железной дороги есть своя проблема по возврату контейнеров, например. Все упирается в тарифы перевозки, конкурентоспособности по которым пока нет. Меж тем полученное из-за девальвации рубля конкурентное преимущество носит временный характер и уже подошло к порогу исчерпания.


Выбор редакции


Еда