Четверг, 25 апреля 2024 года

Православная церковь чтит память Григория Паламы 27 ноября

Православная церковь 27 ноября направляет свои молитвы в память святителя Григория Паламы, знаменитого архиепископа Фессалонитского и Солунского, чья жизнь и труды оставили неизгладимый след в истории христианства. Григорий Палама, преданный служитель слова Божьего, стал источником духовной мудрости и наставлений для верующих.

Начало духовного пути Григория Паламы

Рожденный в 1296 году в Малой Азии, Григорий был вынужден покинуть родные земли в связи с турецким нашествием. Убежищем для его семьи стал Константинополь, где император Андроник II Палеолог предоставил приют. Отец Григория получил почетный сенаторский титул, однако скоро скончался, и воспитание будущего архиепископа взял на себя сам император.

Юный Григорий, обладая выдающимися способностями и прилежанием, в возрасте 20 лет отрекся от мирской жизни, вступив в монастырь Ватопед на святой горе Афон. Настоятелем стал Никодим Ватопедский, который лично занимался воспитанием будущего архиепископа. Через год, после принятия монашеских обетов, Григорий получил духовное покровительство от святого Иоанна Златоуста.

Следующие 8 лет Григорий посвятил молитвенному подвигу под руководством старца Никифора после смерти настоятеля Никодима. Затем он отправился в Лавру преподобного Афанасия Афонского. Вся жизнь святителя была посвящена духовному совершенству, и он разработал практику «умного деления» в обители Глоссии. Этот подход требовал полного уединения и соблюдения молчания, что способствовало полному сосредоточению на духовной молитве.

Но бурные времена наступили, и турецкая угроза заставила Григория и его собратьев покинуть Глоссию. Они направились в Солунь, где святитель принял священный сан. В Солуне он успешно сочетал свою просветительскую деятельность с отшельничеством, выходя к пастве по выходным, читая проповеди и управляя общиной монахов-отшельников.

Духовное учение Григория Паламы

Духовное наследие Григория Паламы простирается сквозь века, оставляя неизгладимый след в истории христианства. В период с 1331 по 1333 годы он предал себя уединению на святой горе Афон, а затем взял на себя обязанности игумена в Эсфигеменском монастыре. Этот период ознаменовался началом его трудов над богословскими произведениями, занятие, которым он увлекался до последних своих дней. Григорий Палама стоял за проповедью духовных истин, известных как исихизм, опираясь на догматы о неописуемости сущности Божьей.

Однако его духовное учение стало объектом интенсивных споров в сфере религиозной мысли. Монах Варлаам явно издевался над тем, что монахи испытывали озарение, относя это к ереси. Подлинность рассуждений Григория Паламы была подтверждена на Великом Константинопольском соборе, где он успешно аргументировал свою позицию о бесплотности Бога и Его энергии, взаимодействующей с миром через Фаворский свет.

В 1344 году Григорий был осужден на три года тюремного заключения, но после прихода к власти патриарха Исидора его освободили. В этот период он также был назначен архиепископом Солуна. Окончательное признание правильности его духовных учений пришло в 1351 году на Влахернском Соборе. 14 ноября 1359 года, накануне своей смерти, ему в сне явился святой Иоанн Златоуст.


Выбор редакции


Еда