22 июля 2025 года православные христиане отмечают особый день — в этот день чтят две чудотворные иконы Божией Матери: Колочскую и Кипрскую. Пресвятая Богородица занимает особое место в сердцах верующих, и ей посвящено множество святых образов, каждый из которых несет свою историю, духовную силу и помощь в молитвах. Иконы, память которых отмечается в июле, почитаются за многочисленные случаи исцелений и благодатной поддержки, даруемой тем, кто обращается к ним с искренней верой.
История явления Колочской иконы Божией Матери
История Колочской иконы Божией Матери восходит к началу XV века, во времена правления великого князя Василия I Дмитриевича. Первое упоминание о ней относится к 1413 году. Образ Пресвятой Богородицы явился бедному крестьянину по имени Лука, жившему в местечке Колочь, недалеко от Можайска. Эти земли в то время принадлежали князю Андрею Дмитриевичу, сыну знаменитого полководца Дмитрия Донского.

Согласно летописям, крестьянин нашёл икону на дереве — «со двема затворы стоящу, на ней же написан образ Пречистыя Богородицы, держащи на руках Предвечного Младенца». Лука отнёс святыню к себе домой, и с этого момента начались чудеса: первым чудесным образом исцелился один из его родственников. Весть о целительной силе иконы быстро разнеслась по округе, и к дому Луки начали стекаться люди, надеясь получить исцеление и помощь.
Слава о чудотворной иконе дошла до Москвы, и Луку с образом пригласили в столицу. Его с почётом принял митрополит Фотий, а посмотреть на святыню приходили как знатные бояре и князь Андрей Дмитриевич, так и простые горожане. Лука с иконой совершил путешествие по русским землям, везде встречаемый с благоговением — ведь образ, который он обрёл, приносил исцеление от телесных и душевных недугов.
Однако, оказанная слава и богатые пожертвования вскоре вскружили крестьянину голову. Разбогатев, он вернулся в родную Колочь, где построил на месте явления иконы храм Успения Пресвятой Богородицы, а сам поселился в просторном доме, окружённый слугами и роскошью. От скромности и благочестия не осталось и следа — Лука стал жить в праздности и гордыне, игнорируя советы и увещевания.
Но за гордость и духовное падение он был наказан — тяжёлый недуг поразил его тело. Лишь тогда он осознал свои ошибки и раскаялся, поняв, что истинная сила заключается не в богатстве, а в смирении и вере.
Основание монастыря Колочской иконы Божией Матери
История Колочской иконы Божией Матери тесно связана с основанием монастыря, который впоследствии стал её духовным домом. После того как Лука, обретший святыню, впал в гордыню и понёс наказание, он раскаялся в своих поступках. Одним из тех, кого он когда-то обидел, был князь Андрей Дмитриевич. Лука смиренно просил у него прощения, и после глубокого разговора князь даровал ему прощение. В знак примирения и как проявление своей веры Андрей Дмитриевич основал в 1413 году монастырь в честь явления иконы — Колочский монастырь.
Святая икона была перенесена туда, и с тех пор обитель стала местом поклонения Богородице. Лука принял монашество и стал первым насельником монастыря. Остаток своей жизни он провёл в посте и молитвах, стремясь искупить былые ошибки и служить Богу до конца своих дней.
С момента основания монастыря в нём утвердился ежегодный день почитания Колочской иконы Божией Матери — 9 июля по старому стилю (22 июля по новому календарю). Этот день стал важной датой в церковном календаре и собирал множество паломников, стремящихся поклониться чудотворному образу.
К сожалению, в XX веке монастырь постигла участь многих святых мест — после революции 1917 года он был закрыт, а икона вывезена. Некоторое время святыня переходила из одного храма в другой, но к 1970-м годам её следы окончательно затерялись. Местонахождение оригинала иконы остаётся неизвестным до сих пор.
Колочской иконе Божией Матери верующие возносят молитвы в надежде на исцеление от недугов, особенно при болезнях конечностей, параличе, слепоте, немоте и глухоте. Образ почитается как покровительница страждущих и немощных, и память о её чудесах жива и поныне. Об этом пишет сайт Rsute.ru.
История Кипрской иконы Божией Матери

Первые упоминания о Кипрской иконе Божией Матери относятся к 392 году. Согласно преданию, она явилась недалеко от города Ларнака, неподалёку от места погребения праведного Лазаря. Именно здесь был основан монастырь Ставровуни, на воротах которого и была помещена чудотворная икона.
С этим образом связано предание о богохульнике-аравитянине, который, проезжая мимо монастыря, в насмешку пустил стрелу в святыню. Икона истекла кровью, а сам стрелявший вскоре скоропостижно скончался — Божья Матерь наказала его за дерзость. Несмотря на то, что оригинал иконы до наших дней не сохранился, в монастыре осталась её копия в виде мозаики, почитаемая верующими по сей день.
Со временем с иконы было сделано множество списков — точных повторений оригинала. Один из самых известных — Стромынский список, на котором Богородица изображена сидящей на троне с Младенцем Иисусом на руках. С 1841 года этот образ прославился как чудотворный: перед ним исцелилась тяжело больная девушка, которой икона явилась во сне и повелела молиться. После этого случая многие стали обращаться к образу с молитвами о помощи и исцелении.
Также существуют другие списки Кипрской иконы, немного различающиеся по стилю и композиции. Некоторые из них находятся в храмах и музеях Нижнего Новгорода, Москвы и других городов России.
К Кипрской иконе Божией Матери верующие обращаются в минуты тяжёлых недугов. Ей молятся при эпидемиях, параличе, заболеваниях суставов и опорно-двигательного аппарата. Зафиксировано множество случаев чудесной помощи, когда молитвы перед этим образом приносили облегчение и исцеление.
