Понедельник, 8 августа 2022 года

Ученые раскрыли генетику процесса выработки морфина в маке

Специалисты выявили ключевой ген, используемый маком для производства морфина. Это поможет создать более эффективные методы создания препарата, без участия растений.

Данные исследования, проведенные командой университета Йорка и компании «GlaxoSmithKline», продолжают успех проекта по «варке» морфина и кодеина с использованием сахара и модифицированных дрожжей. Хотя ученым и удалось получить препараты, они сомневаются в коммерческой жизнеспособности технологии как для фармацевтов, так и для нарколабораторий. Маковые поля продолжают оставаться конкурентоспособным ресурсом опиатов.

Как отметил профессор Ян Грэхем (университет Йорка), участвовавший в изучении генов растения, цветы не исчезнут из цепочки за одну ночь. Хотя последние исследования позволили получать опиаты из генетически модифицированных дрожжей, ученый предлагает применить эти знания для улучшения производительности маков. Работа с ДНК цветка позволит получать новые сорта, дающие различные химические соединения. Это может привести к сельскохозяйственному производству различных препаратов, вроде носкапина (средство для подавления кашля, также помогающее бороться с раком) и селекции штаммов растений с более высоким выходом морфина.

Опиаты используются в качестве болеутоляющих веками. Ежегодно в мире объем продаж подобных рецептурных препаратов составляет около 12 миллиардов долларов. Морфин и кодеин используются как самостоятельные анальгетики, тогда как третье вещество — тебаин, является источником для полусинтетических опиатов, вроде оксикодона и гидрокодона. Из-за сложности соединений, химикам никогда не удавалось воспроизвести их из готовых компонентов. Однако, понимание генетики процесса, позволяет создать микроорганизм, вроде дрожжей, выполняющий эту работу.

Статья об открытии Грэхемом и коллегами гена STORR, опубликована в журнале «Science». Он играет важную роль в процессе создания морфина, преобразуя (S)-reticuline в (R)-reticuline.