Пятница, 26 апреля 2024 года

Ученые «залезли» в голову шизофреника‍ и выяснили, что происходит в мозге больного человека

Специалисты узнали, какие именно процессы протекают в головном мозге людей, страдающих шизофренией. По словам ученых, у таких пациентов почти не работают определенные интернейроны, призванные не давать мозгу перегружаться.

В обычном состоянии эти нейроны выделяют специальную гамма-аминомаслянную кислоту, позволяющую человеку оперировать большими данными и при этом не сходить с ума. Мозг шизофреников не понимает, как реагировать на полученную информацию, что вызывает психическое расстройство.

А вот группа американских исследователей, представляющих Детскую исследовательскую больницу святого Иуды, нашли потенциальный способ борьбы с одним из симптомов шизофрении — слуховых галлюцинаций, принимающих форму «голосов в голове».

Исследователи выдвинули предположение, что слуховые галлюцинации возникают у людей, страдающих от шизофрении, из-за нехватки особого типа микроРНК — miR-338-3p.

Ученые в лабораторных условиях вывели мышей с генетическими особенностями, аналогичным синдрому Ди Джорджа у человека, и выяснили, что при этом в их мозге стали наблюдаться нарушения, обычно сопряжённые со слуховыми галлюцинациями.

При этом уровень miR-338-3p у них с возрастом снижался. Как отмечают учёные, это помогает понять, почему «голоса в голове» чаще всего слышат взрослые люди, а не дети или подростки — речь, естественно, о «настоящих» галлюцинациях, а не о фантазиях.

При этом исследователи утверждают, что, вводя микроинъекци miR-338-3p в нейроны таламуса, они могли восстанавливать нормальную активность нейронных волокон между таламусом и слуховой зоной коры головного мозга. Именно это даёт шанс на создание новых, более совершенных препаратов, отмечают специалисты.

Ученые отметили, что риск заболеть шизофренией очень невелик и составляет всего 1%. Но если у человека есть родственники, страдающие от этого расстройства, тогда риск увеличивается до 2%, если же болеет близкий родственник, вероятность шизофрении увеличивается до 50%.

На сегодняшний день во многих странах от шизофрении страдает каждый сотый человек. Иногда причиной возникновения заболевания оказывается генетическое нарушение — синдром Ди Джорджа, возникающий вследствие отсутствия центрального участка длинного плеча хромосомы 22.

Данный синдром приводит к развитию шизофрении, по разным данным, в 23-43 процентах случаев. Существующие препараты, используемые при таком синдроме, имеют ряд серьёзных побочных эффектов, и специалисты решили попытаться найти им более безопасную альтернативу.

На сегодняшний день специалисты так и не нашли верного способа излечить человечество от данного заболевания.

Еще одно исследование, проведенное ранее, показало, что шизофрения является своеобразной расплатой за эволюцию человека. Варианты генов, связанные с познавательными процессами и с приобретением сложных когнитивных навыков, которые отсутствовали у неандертальцев, являются главным «очагом риска» для возникновения шизофрении.