Во времена язычества собаку славяне считали существом из двух ипостасей. Одной своей частью она жила в мире людей, а второй – в мире мёртвых. Другого объяснения тому, что собака воем возвещает о скорой смерти человека или домашнего скота, у наших предков не было. Это древнее суеверие дожило и до нашего времени, причем встретиться с ним можно не только в России, но и в Болгарии.
Кручение собак у болгар
Болгары называют этот обряд «тричане на кучета». Он проводится ежегодно в самом начале Великого поста, по понедельникам. В этой местности день так и называется – Пёсьим понедельником.
Обряд достаточно странный, а для животных, безусловно, связан со стрессом. Люди идут к мосту на небольшой реке, выбирают на противоположных берегах реки два дерева или тонких столба и натягивают между ними верёвку. Далее жители близлежащих деревень все по очереди начинают «прокручивать» каждый свою собаку.
Люди верят, что обряд станет надёжной защитой и для самого животного от бешенства и других недугов, и для всей деревни – люди не будут болеть и соберут богатый урожай.
Сам процесс кручения состоит в том, чтобы продеть верёвку собаке под передние лапы, а потом так её закрутить, чтобы деревья слегка наклонились в сторону моста. Далее животное отпускают, деревья, стремясь выпрямиться, раскручивают верёвку, и собака крутится вместе с ней, а затем падает в воду.
Всем смешно, а животное находится в шоковом состоянии. Далее хозяин собаку достаёт из речки и на берегу выпускает, для неё экзекуция закончена. Таким же образом ритуал проходят питомцы остальных односельчан.
Безусловно, когда Болгария вступила в ЕС, ритуалом заинтересовались защитники животных и строго его осудили. Благодаря этому болгары всё реже прибегают к его исполнению.
Не забыли традицию только жители села Страндж, они и сегодня продолжают «оздоровлять» своих питомцев, стремясь избавить их от бешенства и болезней, а также собрать богатый урожай. А в Варне колдуны пошли дальше – они крутят людей, хворь так изгоняют.
В России за собаками гоняются
Тамбовские крестьяне со своими собаками поступали не менее жестоко. Здесь на Масленицу, то есть незадолго до даты болгарского обряда, за собаками гонялись. Исторические документы свидетельствуют о существовании такого обряда уже в 1900 году. Более всего обычая придерживались в селе Новогаритово Козловского уезда.
За собаками принято было гоняться не только ребятишкам и подросткам – бегали за ними и «женихи», и солидные мужики. Такие «гонения» на Масленицу почитали за «великое дело», причем больше всего доставалось лохматым собакам с чёрным окрасом.
Бедным питомцам остаётся только посочувствовать. Они не знали, куда им спрятаться – за ними постоянно гонялась толпа, вооружённая кто кнутом, кто веником, кто палкой. Животное бегало, сколько хватало сил, пока не валилось с лап.
У русских славян объяснение такой жестокости другое, не такое, как у болгар, и связано с обрядом поминовения умерших.
В трудах некоего отца Михаила указано, что он узнал об обряде от деревенского паренька Петра. Тот просвещал священника относительно языческих обычаев и рассказал, что на весеннее равноденствие в мир живых приходят их умершие родственники. Среди них бывают и злые мертвецы, и вот их-то души в собак и вселяются, чтобы людям потом вредить. А если собаку загонять до изнеможения, тогда дух злого мертвеца покинет её тело.