26 октября православные верующие отмечают важный праздник — день Иверской иконы Божьей Матери. Этот святой образ, обладающий греческим происхождением, впервые попал на русские земли в первой половине XVII века и с тех пор стал символом надежды и защиты для многих. На протяжении веков предки обращались к этой иконе с молитвами, прося о избавлении от невзгод, защите от бед и пожаров, а также о даровании плодородия своей земле. Празднование Иверской иконы становится не только данью уважения к духовным традициям, но и возможностью обратиться к истокам веры, которые укрепляют души и объединяют поколения.
История Иверской иконы Богородицы
Каждый год 26 октября православная церковь и верующие христиане отмечают праздник, посвященный Иверской иконе Божьей Матери. Согласно преданиям, именно в этот день в 1648 году святый образ был привезен в Москву из Греции. Исходя из легенд, автором иконы является евангелист Лука, ученик апостола Павла.
История Иверской иконы восходит к IX веку и наполнена удивительными событиями. Вдова, известная своей благочестивой жизнью, долгое время хранила лик Богородицы у себя, пока император Феофил не начал гонение на иконы. Чтобы спасти святыню от иконоборцев, праведница бросила образ в море.
Спустя некоторое время монахи из Иверского монастыря на Афоне заметили икону, окруженную языками пламени, появившуюся на поверхности воды. Инок Гавриил вытащил ее и привел в обитель. Однако на следующее утро икона вновь оказалась у ворот монастыря. Попытки вернуть ее обратно лишь усиливали загадку: она неизменно возвращалась на прежнее место. Так образ стал известен как «Привратница», символизируя защиту и покровительство Богородицы. Об этом пишет сайт Rsute.ru.
Традиции и запреты 26 октября
26 октября, в день Иверской иконы Божьей Матери, наши предки, жившие в Киевской Руси, устраивали особенный банный день. Вместо привычных парений, они занимались благоустройством бани: меняли старые доски, очищали печь и готовили емкости для воды.
Согласно народным поверьям, в бане обитает дух, известный как банник. Считалось, что этот дух особенно любит проводить время в парной, и в частности, парится на четвертую смену, после того как там уже побывало несколько человек. Чтобы угодить баннику, оставляли новый веник и обеспечивали баню в идеальном состоянии. При этом люди старались избегать парения в четвертую смену, особенно после захода солнца, опасаясь его гнева. Утром же в бане устраивали лечебные процедуры для больных, применяя испарения целебных трав.
В этот день соблюдали определенные запреты, чтобы не вызвать недовольство Божье и избежать неприятностей. Люди старались:
- не кричать, не ругаться и не сквернословить;
- не отказывать в помощи нуждающимся;
- ограничивать потребление спиртных напитков;
- избегать переедания;
- выполнять все дела добросовестно и качественно.
Также прадеды внимательно следили за природными явлениями, которые могли предвещать изменения погоды. Например, если вечером петухи начали громко кричать, это служило знаком к похолоданию, а если они запели слишком рано — к ожидаемому потеплению.