Пятница, 19 апреля 2024 года

Основы финансовой грамотности, как необходимость подготовки детей к взрослой жизни

В каждой семье, где подрастают дети, обязательно сталкиваются с проблемой потребительской жилки малышей: хочу мороженое, купи пирожное и так далее. Или «хочу новую игрушку».

Как объяснить ребенку, что у вас в кошельке осталось уже только на буханку хлеба и пачку чая? Ведь ребенок не знает, что деньги имеют свойство заканчиваться, а чтобы пополнить кошелек – их надо заработать.

Потому и возникает необходимость научить детей первым правилам финансовой грамотности: откуда берутся деньги, и как ими правильно распоряжаться.

Начинать надо из того, что во время обсуждения семейного бюджета привлекать в этому процессу и самых маленьких членов семьи.

В пятилетнем возрасте дети уже начинают понимать, что такое деньги, откуда они берутся, но вот как ими распорядиться – это детскому уму пока не постижимо.

А если он сядет с вами за стол, то начинает понимать, что из зарплаты в первую очередь необходимо отложить на платежи за коммунальные услуги; посчитать, сколько нужно отложить на питание, на мелкие хозяйственные расходы, например, заменить перегоревшую лампочку на кухне и купить пачку стирального порошка, зубную пасту и так далее. А вот эта самая маленькая кучка купюр — это то, что остается на игрушки и конфеты малышу.

Присутствуя на таких семейных советах, ребенок начинает уважительно относиться к деньгам, понимая, что от количества купюр зависит благосостояние семьи и возможность покупать новые игрушки.

Так шаг за шагом ребенок начинает понимать, что такой дать взаймы, и что такое взять в долг, и как его потом отдавать.

От маленького переходим к большому, и начинаем объяснять, что семья  взяла ипотеку на покупку новой квартиры, так как в «хрущевке» проживать стало невозможно с двумя разнополыми детьми в двухкомнатной квартире.

Поскольку долги придется отдавать долго, то с новыми игрушками придется потерпеть.

Дети это прекрасно начинают понимать, и не требуют громким криком: хочу шоколадку, купи мне киндер – сюрприз.

Обучившись основам финансовой грамотности с детства, им будет легче адаптироваться во взрослой жизни и легче планировать свой собственный семейный бюджет в будущем, бережно относиться к денежным знакам.

Также неплохо приучить детей при покупке требовать чеки, и хранить их, пока купленный товар не окажется дома. Лишь только убедившись в пригодности товара – чек можно выбрасывать.

Наш сорванец додумался: купил в школьном буфете пирожок, и до слез требовал у буфетчицы чек, пока ему не объяснили, что на пирожки чеки не выбиваются.

А вчера у меня кошелек из кармана украли – за три дня до зарплаты. Пришла домой – и расплакалась. Увидели меня зареванную Коля и Оля – успокаивают: мама, не переживай: притащили копилку и при мне ее разбили. На «мелочные» сбережения детей (имеются в виду монеты) мы целую неделю прожили.

Первые уроки финансовой грамотности пошли на пользу.  В дальнейшем я старалась финансировать своих детей монетами почаще.


Выбор редакции


Еда