Он стал владельцем группы «ТФМ» в возрасте 40 лет. Но перед этим руководил частными и государственными предприятиями, выступал в качестве эксперта и антикризисного управленца. Сегодня в многопрофильную группу входят компании, лидирующие в нескольких отраслях экономики.
Путь в бизнес
Родился в 1979 году в Ленинграде. В 2000-м получил диплом экономиста Петербургского государственного университета путей сообщений. В бизнес пришел еще будучи студентом, карьеру начал с позиции помощника финдиректора многопрофильной компании.
В 2003 году переехал в столицу, получив руководящую должность в ООО «Концерн «Союзвнештранс». На новом месте работы в том числе управлял проблемными активами.
Управленец топ-уровня
В 2005-м принял приглашение руководства ОАО «РЖД» занять место советника первого вице-президента госкорпорации. Принимал активное участие в работе экспертной группы, создавшей Целевую модель рынка грузовых перевозок — дорожную карту для продолжения рыночных реформ отрасли.
С 2007-го по 2012-й занимал должность заместителя гендиректора дочернего общества РЖД — ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК). Созданное с нуля предприятие возглавило рейтинг российских грузоперевозчиков и впоследствии было приватизировано. В ходе первого этапа приватизации 75% за вычетом 2 акций были проданы за 125,5 млрд рублей. За оставшийся пакет акций государство получило 50 млрд рублей.
В течение трех лет (с 2015-го по 2018 год) руководил деятельностью другого дочернего общества РЖД — АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК). Перед Тайчером стояла задача вывести предприятие из глубокого кризиса. В момент назначения его на должность генерального директора убыток ФГК составлял более 8 млрд рублей. Через три года прибыль компании превысила 21 млрд рублей.
Успешный кейс
В 2012 году АФК «Система» Владимира Евтушенкова приобрела АО «СГ-Транс». Тайчер выступил в качестве консультанта и организатора сделки. Он же потом возглавлял предприятие на протяжении трех лет. К моменту смены собственника АО «СГ-Транс» имело несколько направлений деятельности, включая транспортировку сжиженных углеводородных газов (СУГ), а также их закупку, хранение и перепродажу с помощью собственной сети автозаправочных станций и топливных баз. Новая управленческая команда провела реструктуризацию активов, а также выбрала в качестве основного вектора развития транспортировку СУГ. Реализация принятой стратегии позволила компании в течение года увеличить прибыль почти в три раза, а количество цистерн — на 20%. Помимо этого, результатом реструктуризации активов стал возврат части первоначальных затрат, понесенных АФК «Система» при покупке спецперевозчика. Также в 2013 году половина акций АО «СГ-Транс» была выкуплена менеджментом компании во главе с Алексеем Тайчером.
В 2016 году «Система» продала оставшийся пакет акций и полностью вышла из бизнеса. В 2019 году АО «СГ-Транс» за счет расширения парка подвижного состава наладило перевозку наливной химии. Сегодня предприятие является абсолютным лидером на рынке транспортировки СУГ и наливной химии на территории России и стран СНГ.
Во главе «ТФМ»
В 2019 году Тайчером и его партнерами было приобретено ПАО «ТрансФин-М». Кредит на покупку публичного акционерного общества предоставил один из российских банков. Позже ПАО «ТрансФин-М» стало головной компанией группы «ТФМ», в которой Тайчеру принадлежит 75% акций. Сегодня «ТФМ» включает в себя следующие предприятия:
-
ПАО «ТрансФин-М». Лизинговая компания, занимает шестое место в России по размеру лизингового портфеля (свыше 170 млрд рублей) и одиннадцатое — по размеру нового бизнеса (более 30 млрд рублей). Основными сферами деятельности являются финансовый и операционный лизинг. Активы включают в себя около 50 тысяч вагонов различного назначения, более 300 единиц спецтехники, горнодобывающее и портовое оборудование, 24 морских и речных судна. Компания также является серьезным игроком на рынке долговых обязательств. Осенью 2021 года «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности «ТрансФин-М» на уровне ruBBB+, изменив прогноз на стабильный. В 2020 году организация была включена в список системообразующих предприятий транспортной отрасли страны.
-
ООО «Атлант». Оператор подвижного состава. Учредителями компаниями являются ПАО «ТрансФин-М» и корпорация развития ВЭБ.РФ с долей в уставном капитале 75% и 25% соответственно. По состоянию на 2021 год предприятие является крупнейшим независимым арендодателем подвижного состава в стране. Численность вагонов в управлении — более 60 тысяч единиц. По числу крытых вагонов занимает второе место в России. Парк подвижного состава также включает в себя цистерны, полувагоны и автомобилевозы. Услугами «Атланта» пользуются свыше 300 грузоотправителей, представляющих 15 ключевых отраслей экономики. В текущем году уставной капитал предприятия был увеличен на 10 млрд рублей.
-
ООО «ТФМ-Спецтехника». Предприятие оказывает полный комплекс сервисных услуг при разработке горных месторождений. За два года был сформирован портфель заказов объемом на 180 млрд рублей. За последние годы на приобретение горнодобывающей техники выделено свыше 14 млрд рублей. В распоряжении ООО находится свыше 240 единиц спецтехники, включая карьерные экскаваторы и бульдозеры, тракторы и буровые станки. В настоящее время «ТФМ-Спецтехника» ведет разработку месторождений на территории шести регионов России. В числе ее партнеров крупнейшие добывающие предприятия России, такие как «Сибирский антрацит», «Удоканская медь», «Мечел» и «Кузбассразрезуголь».
В 2019-м Тайчер Алексей был избран председателем совета директоров публичного акционерного общества «ТрансФин-М», который он возглавляет и сегодня. Бизнесмен определяет стратегию развития входящих в состав группы «ТФМ» компаний. Так, в 2021 году по инициативе Тайчера была запущена программа лизинга коммерческой недвижимости. С использованием финансового механизма лизинга инвесторы могут приобрести офисные и торговые помещения, склады и премиальную жилую недвижимость. В разработке проекты в сфере экологического и цифрового лизинга. Также компания запустила программу лизинга лесозаготовительной техники, в рамках которой клиентами могут стать компании, которые ведут лесозаготовительную деятельность и осуществляют работы по уходу за лесными угодьями, препятствуя распространению лесных пожаров.
За большой вклад в развитие транспортной отрасли бизнесмен неоднократно был отмечен отраслевыми наградами. В их числе медаль Петра Губонина и нагрудный знак «Почетный железнодорожник».