Обычай класть в руку покойного письмо существовал уже у древних славян. Это был письменный текст, который по прошествии времени стал считаться своего рода пропуском для усопшего, чтобы перед ним открыли Врата Царствия Небесного. Эти тексты часто так и называли «пропусками» или «подорожными».
Явление сугубо русское
Учёный Борис Успенский отмечал, что обычай вкладывать на погребальном обряде в руку усопшего письмо является обрядом сугубо русским. Впервые он появился в России ещё при православном монахе Феодосии Печерском, который жил в XII веке и вместе с другими участниками возводил Киево-Печерский монастырь.
У Феодосия были дружеские отношения с одним из знатных воинов по имени Симон (Шимон) Варяг, который даровал обители немалые пожертвования.
Однажды Симон повстречался с Феодосием и обратился к тому с просьбой одного дара для себя. Феодосий был безмерно удивлён, сказав, что Симон прекрасно знает, насколько они, монахи, убоги. У них не то, что даров – у них хлеба часто не бывает.
Симон выслушал друга и сказал:
«Ты только слово дай, что твоя душа меня благословит, и не только при жизни, но и после смерти».
Феодосий ответил знатному воину, что денно и нощно обо всех и так молится. Но Симон вновь обратился к монаху с просьбой, чтобы тот подтвердил обещанное ему писанием. И записка такая была Феодосием написана, а начиналась она со слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Это были начальные слова первой разрешительной молитвы.
Разрешительная молитва
Речь в разрешительной молитве идёт о грехах усопшего и об их отпущении. Её читают после того, как батюшка отпоёт покойного. Для молитвы берётся отдельный лист, и когда её уже зачитали, то сворачивают и вкладывают покойному в правую руку.
В «Толковом словаре» Владимира Даля тоже указано, что разрешительная молитва называется также и «подорожной». В словаре указано, что «подорожная» нужна не только, чтобы лошадей получить. Также обозначали и молитву, что иногда помещали в гроб.
Традицию при погребении усопшего класть в гроб разрешительную молитву считают внедрённой также Симоном Варягом. Он лично завещал, чтобы похоронили его именно так.
Современные исследователи вопроса считают, что первоначальный текст мог быть не единожды изменён, и только при патриархе Никоне, ближе к концу XVII века, текст стал таким, каким его знают сегодня.
Единственное свидетельство о древнейшем периоде, связанным с историей возникновения разрешительной молитвы – это повествование самого Киево-Печерского патерика. Он отметил, что в тексте ходатайствовал к Богу о себе и о своих духовных детях, Симоне и Георгии.
«Пропуск» для святого Николая
Прошло немного времени, и «подорожные» на Руси стали очень распространены. Одна из исследователей, Соловьёва И.Д., отмечала в отчёте, что обращения в разрешительных молитвах были не только к Господу, но и к святому Николаю. Это известно и от иностранцев, побывавших в России в XVI-XVII вв.
Иностранцы рассказали, что у русских принято вкладывать письмо в руки усопшего, а адресовано оно было для святого Николая. В письме кратко излагались факты о жизни покойного и его поступки. Такой обычай древних славян был связан с тем, что они верили – Николай может мёртвого воскресить.
Заграничные путешественники и этнографы относились к святому Николаю как к «небесному привратнику». А потому ничего удивительного, что та самая разрешительная молитва ещё называлась и «пропуск».
В наши дни также многие верующие считают, что разрешительная молитва – это пропуск, без которого Врата Царствия Небесного не откроются. Но в «Молитвах и канонах по усопшим» написано, что это является заблуждением.
На самом деле молитва в руке покойного служит знаком того, что его ближние удостоверились в том, что умершему грехи прощены, и он примирён с Церковью.