Анонсированные парламентские слушания о новой экономической политике предлагают довольно заметное, хотя не выглядящее принципиальным изменение экономического курса.
Предлагается пятикратное увеличение бюджетного дефицита, сокращение налоговой нагрузки и траты на инвестиционные цели половины ЗВР за ближайшую пятилетку. Кроме того, озвучено предложение о налоге на вывоз капитала. Список рекомендаций, дополняющий и конкретизирующий смену курса подготовлен научным советом при «ЕР».
С обобщенным документом, после парламентских слушаний будет предложено ознакомить ведомства, бизнес и научное сообщество.
Базисом курсовой смены послужат ориентиры, заданные президентом Путиным. Необходимо выйти на тренд роста 3–4% 2015-20 годы и 5-6 – в последующую пятилетку.
Направления инвестиций – технологическое перевооружение промпроизводства, строительство транспортной инфраструктуры, жилищное строительство и научные разработки. В условиях недостатка зарубежного инвестирования опору предлагается делать на собственные резервы.
Основное сомнение в целесообразности траты никогда не бывающих лишними резервов заключается в том, что под инвестиционные ресурсы нет в достаточном количестве идей и самоокупаемых проектов. Тот же Китай, ищет по всему миру идеи для вложений капитала, в том числе от недостатка идей внутренних. Переизбыток «осваиваемых» денег в самом безобидном случае ускорит инфляцию. В худшем – окончательно отравит экономику поощрением неэффективной работы. Еще больше сомнений по поводу налогообложения вывозимого капитала. Отделить злонамеренно вывозимый капитал от зарубежных инвестиций затруднительно. В условиях огульного налогообложения пострадают именно добросовестные инвесторы, в то время как жулики будут искать и находить новые пути.
Наконец, предлагаемые планы в корне противоречат текущему стилю государственного управления. Будет ли смена курса на переправе означать и смену «коней»? И не вызовет ли это в дополнение к старым, новых рисков?