Саввин день, отмечаемый 29 марта (по старому стилю – 16 марта), представляет собой важное событие в календаре народных праздников. На этот день приходится день памяти великомучеников Савина Египетского и Трофима. Старые обычаи, сопровождающие этот день, до сих пор живы в народной культуре и являются предметом изучения и интереса.
Традиции и поверья на Саввин день 29 марта
Одним из ярких обрядов, связанных с Саввином днем, является традиция прогулки на телеге по селу. В древности считалось, что такая прогулка приносит удачу и благополучие, поэтому этот день получил название Тележный. Этот обычай стал символом веры в собственные силы и надежду на будущее.
Согласно народным поверьям, в Саввин день снег уже растаял, и крестьяне готовили телеги для летних работ. Телега, как средство передвижения и труда, становилась предметом особой заботы: проверяли каждое колесо, смазывали и чинили их, готовясь к предстоящим работам в поле.
Традиционно в этот день также проводили гадания на будущее, опираясь на звуки и скрип колес.
- Считалось, что скрип левого колеса предвещает финансовые трудности или заболевание;
- в то время как скрип правого колеса свидетельствует о прибыли и увеличении доходов.
Для домохозяек Саввин день становился временем проверки гардероба всей семьи: легкие вещи доставались из сундуков, готовясь к теплой погоде, но тулупы оставались на виду, так как внезапные морозы могли еще вернуться. Этот обычай символизировал ожидание приближения весны и перехода к более теплой погоде.
Старинные обычаи на Саввин день
Старинные обычаи, связанные с Саввиным днем, который отмечается 29 марта, представляют собой важную часть народной культуры и религиозных традиций. В этот день крестьяне прибегали к различным обрядам, направленным на обеспечение благополучия и урожайности будущего года.
Один из таких обычаев заключался в удобрении земли на полях и огородах, сопровождаемом чтением молитвы «Отче Наш». Этот ритуал считался способом приумножить плодородие земли и обеспечить богатый урожай.
Важной частью поверий, связанных с этим днем, было запрещение употребления хлеба после захода солнца, поскольку это могло привести к бедности. Вместо этого, домохозяйки готовили картофельные блюда, поскольку картошка считалась вторым хлебом и не подпадала под запрет.
Согласно представлениям, в этот день было запрещено одалживать деньги, так как это могло привести к невозврату долга и финансовым трудностям. Также нежелательно было ругаться и злословить, поскольку это могло привлечь стихийные бедствия, такие как пожары, наводнения или засуха.
Важными были и представления о наказании за кражу в этот день: согласно поверьям, Бог накажет вора за его поступок. Также существовал миф о том, что тот, кто посмотрит в небо 29 марта, ослепнет. Поэтому воры предпочитали смотреть в землю, чтобы избежать наказания.
Кроме того, в этот день проводились различные обряды и читались заговоры для защиты домашней скотины от болезней и сглаза, отражая традиционные представления о необходимости бережного отношения к животным и обеспечении их благополучия.
Обряд для защиты коров от порчи проводили в Саввин день
В дни, связанные с Саввиным праздником, у предков-славян существовал особый обряд, направленный на защиту коровы от порчи и обеспечение ей благополучного состояния. Этот обряд проводился в случае, если у коровы начинала снижаться продуктивность, то есть она становилась мало молока давать или плохо доиться. В таких случаях крестьяне прибегали к народным средствам, чтобы справиться с проблемой.
Перед тем как подоить корову, ее ласково общались, гладили и проявляли заботу. Лишь после этого приступали к доению. Затем собранное молоко несли в дом и ставили на огонь для закипания, добавляя 50 грамм сливочного масла. В это время произносили специальное заклинание:
«Чтобы моя бурёнушка больше молока давала, снимаю с неё порчу и в помощь призываю Высшие силы. Пускай Всевышний благословит скотину, а злоумышленника покарает, чтобы молока да масла было вдоволь, дабы пришел отведать молока с маслом тот, кто порчу навел и корову мою испортил. Боже, мне помоги, буренку мою спаси. Слава тебе. Аминь».
После этого молоко отставляли в сторону тлеть на печи, не давая ему остыть. Часто тот, кто наводил порчу, не мог спокойно находиться дома и приходил в тот день в дом, где совершил неправедные поступки, чтобы попросить напоить его молоком. Таким образом, хозяева дома могли определить, кто причинил вред их корове. После проведения обряда корова обычно вновь начинала хорошо доиться, и семья могла быть уверена в благополучии своего стада.