Понедельник, 15 августа 2022 года

Почему святые на иконах никогда не улыбаются

Лики на православных иконах всегда строги и печальны. Святые отрешённо или с укором взирают на прихожан и никогда не улыбаются. Многие люди неверно трактуют традицию иконописи и полагают, что улыбка означает проявление греховной сущности. Однако это не так. Искусствоведы объяснили, почему в духовном образе Царства Небесного не нашлось места человеческим эмоциям.

Православная церковь вовсе не считает улыбку грехом. Тем более, когда она озаряет лицо ребёнка, его матери или искреннего друга. Однако, сверхъестественный духовный мир, отображённый на иконах, показывает людям совсем другую реальность. В ней нет места материальному.

Человеческие эмоции – часть плотского земного мира, а на иконах святые пребывают в состоянии молитвы и созерцания Царства Небесного. Поэтому их лица так сосредоточены и освещены священным экстазом.

Икона не портрет человека, а изображение его духовной сущности, поэтому на нём неуместны яркая мимика. Лик святого должен быть чистым и спокойным, как водная гладь, в которой отражается образ Христа, имеющийся в каждом человеке.

Эмоции на иконах символически отображаются через жест и позу:

  • поднятая в благословении рука – радость;
  • воздетые к небесам руки – молитвенный экстаз;
  • рука, прижатая к щеке – страдание и т.д.

При этом, лица остаются спокойными и умиротворёнными. Более сильные эмоции допускаются только в изображении жития святых.

Главным сосредоточием духовной энергии иконописных образов являются глаза. В православной традиции они всегда пишутся ярко и крупно. В зависимости от их выражения, образ святого может быть грозным, милостивым, внимательным или отрешённым. Такой акцент создаёт иллюзию, что святой с иконы взирает прямо в душу человека.

Важную эмоциональную нагрузку несёт и цветовое решение иконы. Интенсивный цвет делает образ драматическим и насыщает энергией. Ровные и мягкие тона создают созерцательный спокойный настрой и озаряют святые лики внутренним светом. Особенные художественные приёмы в иконописи позволяют глубоко раскрыть духовный мир, не прибегая при этом к изображению ярких человеческих эмоций.


Выбор редакции


Еда