Суббота, 20 апреля 2024 года

Нейробиологи показали, как сытость может влиять на решения

Специалисты института нейробиологии Макса Планка на примере личиночных данио показали, как меняется поведение мозга в зависимости от сытости.

Давно известно, что отправляясь в магазин голодным, человек покупает значительно больше продуктов, чем планировал вначале. Исследователи института Макса Планка показали, что такое поведение связано с состоянием мозга. В ответ на чувство голода в его определенном участке задействуется больше нервных клеток за счет 2 специфических молекулярных сигнальных путей. В случае с подопытными рыбами процесс заставлял их активнее реагировать на добычу и чаще идти на риск для ее поимки.

Животным постоянно приходится принимать решения; является ли объект пищей или угрозой. Погоня или бегство могут стать ключом к выживанию. Однако, в сложной среде необходима гибкость решений. Например, голодному животному не стоит заботиться о безопасности. Хервиг Байер и его коллеги исследовали, как голод меняет представление еды в мозгу, влияя на поведение личиночной данио.

В экспериментах использовалась компьютерная анимация, заставляющая точки разного размера проплывать перед мордой рыбы. Реакция была предсказуемой – данио бросалась за меньшими объектами и избегала больших. Однако, голодные рыбы чаще сытых преследовали небольшие точки и реже убегали от крупных, таким образом сильнее подвергая себя гипотетическому риску.

Ученые выбрали личиночных данио за удобство работы с этими 5-миллиметровыми прозрачными особями. За счет генетических модификаций и современной микроскопии им удалось проследить изменения активности в нервных клетках сытых и голодных рыб. В результате выяснилось, что на поведение данио влияет минимум 2 молекулярных сигнальных канала. В первом голод ингибирует гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему, во втором – приводит к повышению активности серотонинергических нейронов. В результате больше нервных клеток в крышке среднего мозга рыбы реагируют на маленькие и средние точки. Исследование показало, что визуальная классификация объектов зависит от чувства сытости.

Источник: rsute.ru


Выбор редакции


Еда