Православная и католическая церковь были едины до 1054 года, когда произошло их разделение. Некоторые отличия в традициях относятся к вероучению, а другие имеют обрядовый характер.
Высшая власть в церкви
В католической церкви верховным епископом для всех христиан и наместником Иисуса Христа на земле, источником всякой церковной власти считается Папа Римский. В православной церкви нет единого верховного епископа, но каждая автокефальная (самостоятельная) церковь управляется своим собором епископов, во главе которого стоит предстоятель – патриарх, митрополит или архиепископ. Все предстоятели поместных церквей, а их насчитывается 15, равны между собой, ни один не подчиняется другому.
Непогрешимость авторитета
В католической церкви существует учение о непогрешимости и безошибочности Папы Римского, когда он выступает с кафедры, излагая церковное учение. Любое соборное решение, в том числе по богословским или догматическим вопросам, вступает в силу только после утверждения его Папой.
В православной церкви нет человека, который обладал бы непогрешимым авторитетом. И окончательные решения по богословским вопросам выносятся соборами епископов.
Святая Троица
Католики верят, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Соответствующее прибавление, так называемые филиокве, они сделали в Символе Веры.
Православные верят, что Дух Святой исходит от Отца, основываясь на словах Иисуса Христа из Евангелие от Иоанна.
Загробная жизнь
Католики верят, что помимо рая и ада существует еще чистилище – промежуточное состояние между блаженством и мучением, которое имеет временный характер. Муки, испытываемые там грешниками, имеют очистительный характер.
Православные не верят в существование чистилища, признавая только два посмертных состояния, в соответствии со словами Иисуса Христа: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46).
Отличия в датах
У католической и православной церквях разные календари. Основные церковные праздники являются общими, однако даты их празднования не совпадают. Пасха лишь иногда празднуется православными и католиками в один день, но чаще в разные дни.
Обет безбрачия
В католической церкви латинского обряда не только епископы, но и священники должны быть безбрачными. В православной церкви священник может быть как безбрачным, так и состоящим в браке.
Традиции причащения
В католической церкви латинского обряда широко распространено причащение мирян под одним видом – только Телом Христовым. В православной церкви миряне причащаются под двумя видами – Телом и Кровью Христа.
Святое Причастие
У католиков для Евхаристии употребляется только пресный хлеб, а у православных – квасной.
Изображение креста движением кисти
Католики совершают крестное знамение слева направо всеми пятью пальцами. Православные крестятся справа налево тремя пальцами, а в старом обряде – двумя пальцами.
Крещение младенцев
В католической традиции младенцев после крещения не миропомазывают и не причащают. К причастию дети допускаются, как правило, по достижении 7 лет, а к миропомазанию – в более позднем возрасте.
В православной церкви таинство миропомазания над младенцем совершается одновременно с таинством крещения. Все крещеные младенцы допускаются к причастию.