Четверг, 25 апреля 2024 года

Всем миром – на сбор урожая: юность в СССР на прополке подсолнуха и уборке картошки

 В шестидесятые годы прошлого столетия городские школы и вузы крепко дружили с местными колхозами. У каждого старшего класса были шефы – ближайшие сельхозпредприятия. Наша дружба с колхозами заключалась в том, что по весне мы выезжали в села на прополку кукурузы и подсолнуха, чтобы спасти злаковые от наступающего бурьяна.

 Прополка начиналась от пятого и по десятый класс. Мы становились на рядочки, на которых зеленели нежные росточки культурных растений, и дружно начинали махать тяпками, а перед этим учителя и агрономы показывали нам,  какие они – расточки кукурузы и подсолнуха, потому что многие школьники, которые жили в городе, эти растения видели впервые, и могли превратить посевы в черный пар.

Особую задачу выполняли учащиеся девятого класса. Десятиклассники в прополке не участвовали, — они сдавали выпускные экзамены, которых было аж шесть. И после успешной сдачи экзаменов все 17-летние выпускники получали аттестаты зрелости. А девятые классы, которым оставалось до окончания школы последний год, выезжали в села в так называемый трудовой лагерь. Жили в специальных бараках с деревянными настилами, на которых было сено или солома, укрытые простынями – на них и спали. Утром завтракали в сельской столовой (кормили сытно и вкусно). Затем грузились на колхозные машины с высокими бортами, и отправлялись в поле. «Парились» под палящими лучами солнца до двух часов дня, а дальше нас везли на обед в столовку. А после передышки мы занимались культурными мероприятиями. Устраивали концерты в колхозном клубе, собирались на пикники, и пели песни у костра.

Затем ужинали, мылись в импровизированных душах и отправлялись спать.

Это было незабываемое время, такое помнится всю жизнь.

Две недели работы в колхозе вспоминается с такой теплотой и радостью. Деньги, заработанные на прополке, на руки не давали: их администрация школы откладывала на выпускной.

Учащихся 5 – 8 классов привозили на поля каждый день. Они пололи до 12 часов. А в полдень им привозили молоко, румяный хлеб, только испеченный колхозной пекарне и вареные яйца – по два штуки на человека. Молока – по кружке емкостью 350 миллилитров.

За так называемую «трудовую повинность», которая длилась 6 дней, учащимся младших классов платили  по несколько рубликов в неделю. Но ездить в колхоз нравилось всем.

После окончания школы многие ребята шли на заводы и фабрики осваивать рабочие профессии, а желающие учиться дальше поступали в техникумы и вузы. Они также выезжали  в колхозы, но осенью – на целый месяц: на уборку картофеля, свеклы, моркови. Так называемые студенческие отряды могли попасть на уборку урожая в другие районы и даже в соседние области.

После работы ныла спина, болели руки, но жалоб ни от кого не поступало. Все с нетерпением ждали вечера, когда начиналось веселье. Ребята разводили костер, пекли картошку в золе – она казалась необыкновенно вкусной. Пели под гитару, танцевали, знакомились с местной молодежью.

Иногда такое знакомство перерастало в любовь, и после окончания учебы ребята могли даже пожениться. Что и говорить: юность творила чудеса.

Сегодняшних школьников и студентов в колхозы не возят: с бурьянами в поле борется наука с помощью гербицидов. Но как же хочется порой вернуться в то незабываемое время, взять в руки тяпку, и выйти в поле, под пение жаворонка из — под небесной синевы, и ласковые, хоть и жаркие солнечные лучи.

Где ты, незабываемая юность? Где вы, школьные и студенческие годы?


Выбор редакции


Еда