6 августа православные христиане вспоминают святых мучеников Бориса и Глеба — первых канонизированных святых на Руси, ставших символом истинной христианской любви, кротости и смирения. Их подвиг, совершённый во имя веры и братства, не только оставил глубокий след в духовной истории, но и стал частью народной традиции. В этот день, известный как Борис и Глеб летние, духовная память переплетается с крестьянским бытом: начинается жатва, а значит — пора сбора плодов и подведения итогов сельского труда. День наполнен особым смыслом — как благодарность за труды, так и за небесное покровительство святых братьев.
Кем были братья Борис и Глеб
Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира Святославовича, правителя, крестившего Русь. Рождённые ещё до принятия христианства на государственном уровне, они с раннего детства исповедовали христианскую веру и отличались кротостью и благочестием. В 1015 году, после смерти отца, разгорелась борьба за престол, и Борис с Глебом стали первыми жертвами междоусобной распри. По приказу их старшего брата Святополка Окаянного, Борис был убит у реки Альты, а Глеб — вскоре после него, в окрестностях Смоленска.
Сознавая смертельную опасность, братья осознанно отказались от сопротивления, не желая проливать кровь и вступать в братоубийственную войну. Их кроткое принятие страданий во имя Христа стало примером истинной христианской любви и смирения. Именно за этот подвиг Русская Православная Церковь причислила их к лику святых мучеников.
Тело святого Бориса было тайно перенесено в Вышгород и предано земле в храме во имя святителя Василия Великого. Позднее по распоряжению князя Ярослава Мудрого были найдены мощи Глеба и положены рядом с братом. С тех пор над их гробницей происходили многочисленные чудеса, укрепляя веру народа в небесное заступничество святых страстотерпцев.
Традиции и обряды этого дня
День памяти святых Бориса и Глеба издавна почитался земледельцами, ведь братья считались их небесными покровителями. С молитвами о богатом урожае и благополучной жатве крестьяне выходили в поля собирать спелую пшеницу, а в лесах и садах начинался сбор ягод — калины, черемухи, черники, смородины и других даров природы. Из свежих плодов готовили варенье, компоты, отвар, пироги и джемы — всё шло в дело, ведь летние заготовки были важной частью крестьянского быта.
Существовал и особый обряд заготовки банных веников. Для этого срезали берёзовые ветви — выбирали молодые деревца с гибкими, длинными и тонкими прутьями, а листья — мягкие и бархатистые. Веник, сделанный в этот день, считался особенно целебным и сохранялся до зимы.
До восхода солнца было принято пересчитывать свои сбережения. Считалось, что такая практика помогает привлечь удачу и приумножить достаток. Даже если накоплений было немного, старались отложить хотя бы символическую сумму — на удачу и «приманку» для будущего благосостояния. Об этом рассказывает портал Rsute.ru.
Народные приметы в этот день
У наших предков 6 августа был не только церковным праздником, но и важной датой для наблюдений за природой. Славяне верили, что погода в этот день может подсказать, каким будет остаток лета и даже начало осени. Вот какие приметы особенно ценились:

- Утренний кратковременный дождь, сменившийся солнцем — к ясному и спокойному дню.
- Если цыплята сбиваются под крыло к наседке — жди затяжных дождей.
- Тёплая и сухая погода сулила богатый урожай ржи и других злаков.
- Долговременная роса утром — к грозе или ливню днём.
- Мухи жужжат с самого утра — день будет солнечным и сухим, а если сидят тихо — возможен дождь.
В прибрежных районах на погоду гадали по поведению чаек: если птицы опускались на воду и долго не взлетали, это считалось верным знаком приближающегося ненастья.
Что запрещалось и разрешалось в день Бориса и Глеба летних
6 августа в народной традиции считался днём особой осторожности. Крестьяне старались не выходить в поле — по поверьям, в этот день особенно часто случались грозы, а молнии могли стать карой свыше за неуважение к памяти святых. Считалось, что гроза в разгар жатвы — предупреждение небес о чрезмерной спешке и алчности.
Полевая работа была под запретом, зато в хозяйстве занимались мелкими делами по дому: чинили посуду, перебирали запасы, готовили еду. Избегали тяжёлого физического труда и шумных занятий. День проводили в кругу семьи, ходили в гости или принимали родных у себя. По традиции, хозяева пекли пироги из свежих ягод и делились ими с близкими — такое угощение считалось символом благодарности за урожай и добрых отношений в семье.
