Четверг, 19 сентября 2024 года

В России 14 сентября 2024 года отмечают 3 церковных праздника

14 сентября православные христиане отмечают важные события: начало индикта, что является церковным Новолетием, и память святого Семиона, его матери и 40 святых дев мучениц. До реформ Петра Первого начало индикта отмечалось не только в церковной практике, но и на государственном уровне. Этот день также перекликается с народным календарем под названием Семенов день, связанный с празднованием святого Семиона, пишет сайт Rsute.ru.

История и традиции церковного Новолетия

Сентябрь в православной традиции отмечен особыми событиями и значением. Этот месяц символизирует начало убывания вод Всемирного потопа и остановку Ноева ковчега на горе. В сентябре также произошло важное событие: Моисей принес и огласил Законы Божьи с новых скрижалей, а Храм Господний, построенный по указу царя Соломона, был освящен.

В VI веке царь Юстиниан I ввел систему календарных индиктов или индиктионов — пятнадцатилетних периодов, по окончании которых проводилась переоценка экономического состояния страны и населения. Официальная дата индиктиона считалась 1 сентября по старому календарю и 14 сентября по новому.

На Руси индикт обозначал не только пятнадцатилетний период, но и каждый год, а индиктион был периодом в 532 года, когда Солнце и Луна начинают новый цикл совместно. С 1492 года 1 сентября отмечали как церковно-государственный праздник.

В XII веке, при царе Алексее Михайловиче, существовала традиция в этот день подавать милостыню нуждающимся, делиться с ними едой и одеждой.

Однако в 1699 году, по указу Петра Первого, официальный Новый год был перенесен на 1 января. В церковной традиции дата осталась неизменной, и Успение стало последним праздником уходящего года.

Праздник Святого Симеона и его матери

Святой Симеон родился в скромной христианской семье и с юных лет помогал отцу по хозяйству. Когда он пас овец, он услышал Евангельские заповеди и был глубоко потрясен ими. Оставив овец, юный Симеон решил стать монахом, но, будучи всего 13 лет, ему потребовалось долго уговаривать игумена принять его в монастырь.

После пострига, Симеон начал вести строгий образ жизни, что было непривычно даже для монастыря. Игумен, видя, как юный монах истязает себя постами и непрерывными молитвами, выгнал его из обители. Симеон поселился в высушенном колодце, но вскоре, по приказу Ангела, был возвращен обратно в монастырь. Проведя там три года, он ушел жить в пещеру и начал проводить Четыредесятницу без пищи и воды, сосредоточившись на молитвах. Этот подвиг стал для него ежегодной практикой.

Видя его смирение и подвижничество, Бог даровал Симеону дар исцеления, и к нему начали приходить толпы людей, стремящихся излечиться от болезней. Стремясь к уединению, Симеон построил столп высотой в четыре метра и поселился в небольшой келье на его вершине. Однако посланцы отцов из пустыни приказали ему спуститься, что стало испытанием его смирения, с которым Симеон справился с достоинством.

Симеон продолжал увеличивать высоту своего столпа и окружил его ограждением, через которое не позволил пройти даже собственной матери, когда она узнала о его местонахождении. Она умерла, прислонившись к ограждению, и только после этого Симеон разрешил принести гроб и похоронил ее рядом со столпом. Он провел 80 лет в пустыне, почти 50 из которых — на столпе, демонстрируя свою веру и крепость духа. После смерти Симеона, его похоронили возле столпа в присутствии многочисленных людей, пришедших проститься с ним.

Праздник 40 святых дев мучениц

 

Святые 40 дев мучениц жили в Фракии в IV веке и под предводительством диакона Аммуна исповедовали веру в Иисуса Христа. После первого выступления перед правителем Вавдом они смогли вернуться домой, но при втором обращении их принудили отказаться от христианской веры и поклониться языческим богам. Девы решительно отказались и подверглись жестоким мучениям, после чего были отправлены к императору Лицинию.

Император сначала приказал бросить их на растерзание диким зверям, но молитвы мучениц оказали силу, и звери не тронули их. Тогда был выбран другой способ казни. Десять из дев сами вошли в костер, молясь до последнего. Еще десять были убиты мечом, который проткнул их сердца и горла. Восьмерых, вместе с Аммуном, казнили на эшафоте, отрубив им головы. Шестеро были разрублены мечами пополам, а последние шесть погибли от расплавленного металла, который вливали им в горло.


Выбор редакции


Еда