Четверг, 28 марта 2024 года

В мире постепенно обостряется дефицит песка

Как ни смешон был анекдот про последствия коммунизма в Сахаре (30 лет застоя и песок по талонам), а дефицит строительного песка стал свершившимся глобальным фактом.

Песок в значительных объемах нужен строителям, особенно дорожным. Он также крайне активно используется при намывании искусственных островов и для нефтедобычи в сланцевых скважинах. Несколько меньшие, но тоже значительные объемы песка идут на производство стекла и электроники.

В 2016 году, было добыто 13,7 млрд. тонн песка, причем 35% объема, было использовано в Китае, где, ЕС его помощью были возведены 32,3 млн. домов и проложено 4,5 млн. км автодорог.

При этом, в мире отмечается рост дефицита песка и его стоимости.

Основными причинами дефицита являются недостаточное качество песка и дороговизна его транспортировки до места использования. Песок пустынь, например, слишком мелок. Именно поэтому Катар импортирует песок аж из Австралии.
Добыча песка ведется более быстрыми темпами, чем он восстанавливается. Кроме того, форсированная добыча весьма неэкологичный процесс. Поэтому, власти Индонезии и Малайзии полностью запретили экспорт песка в Сингапур, а власти Вьетнама, Камбоджи и Мьянмы – существенно его ограничили.

Дефицит песка привел к росту его стоимости. Как следствие – вместо песка в намывании территорий все активнее используется грунт, в бетон добавляют мелко измельченный камень. Все более широко применяется повторное использование асфальта и бетона. Например, в Великобритании, 28% строительных материалов – переработанное вторсырье. Тем не менее, стоимость песка продолжает расти и все больше опасений вызывает его незаконная добыча.


Выбор редакции


Еда