Воскресенье, 14 декабря 2025 года

Как вирусный кризис отразился на бизнесе? Чего ожидать по выходу из карантина?

Пандемия коронавируса стала для мирового бизнеса испытанием на гибкость, а также умение быстро реагировать на новые условия. Режим самоизоляции привел к закрытию большей части предприятий из сферы услуг и туризма. Снизился потребительский спрос на все группы товаров, за исключением продуктов питания и средств личной гигиены. Спасательным кругом для многих компаний стала удаленная работа и создание виртуальных офисов.

Финансовый эксперт Дмитрий Леус считает (статья https://www.kommersant.ru/doc/4321761), что лучший пример перехода на «удаленку» показала система образования. Об эффективности интернет-уроков пока говорить рано. Важно другое: за короткий период удалось разработать и внедрить новый метод коммуникации преподавателей с учениками. Удаленное обучение практикуют все — от детских садов (частные в большей мере) до университетов. Так карантинные меры не стали началом кризиса образовательной системы.

Чему нас научил режим самоизоляции?

Вынужденная самоизоляция показала, что большую часть работы можно делать удаленно. Масса компаний перешли в режим «онлайн» и продолжают обслуживать клиентов. Фитнес-клубы проводят тренировки в прямом эфире, театры и оперы показывают свои лучшие спектакли. Появились даже виртуальные экскурсии по музеям и зоопаркам. Карантин открыл нам массу новых возможностей, разрушив привычные рамки.

Дмитрий Леус отмечает стремление бизнеса усилить свое присутствие в Интернете. Огромные средства вкладываются в разработку сайтов, а также продвижения в социальных сетях. Если раньше Интернет был дополнительным источником продаж или привлечения клиентов, то сейчас стал единственной площадкой для работы. Онлайн-конференции и «виртуальные офисы» станут привычным делом и заменят реальные встречи.

Эксперты говорят, что многие фирмы показали отличные результаты в удаленной работе, поэтому не все вернутся в офисы после окончания карантина. Руководство больших корпораций уже сейчас задумывается о целесообразности траты средств на аренду и удержания офисных помещений. Скорее всего, часть сотрудников так и останутся работать удаленно, получив возможность насладиться благами свободного графика.

Позитивным результатом самоизоляции считают тот факт, что граждане массово начали пользоваться услугами онлайн-банкинга, теле-медицины и в целом больше заказывать в Интернете. Возможно, мы больше не увидим огромные очереди в банках, состоящие из людей, оплачивающих коммунальные платежи.

Что делать бизнесу на карантине?

Все, кто мог перевести свою деятельность в режим «онлайн», сделали это еще в первые недели карантина. Остальные компании закрылись и ждут окончания режима самоизоляции. Это время стоит использовать, чтобы проанализировать свою работу и заняться стратегическим планированием. А еще это время можно использовать для завоевания лояльности клиентов, развивая социальные сети.

Многие фирмы используют свободное время на карантине для обучения сотрудников. Одни подбирают коллегам бесплатные онлайн-курсы, которых в период карантина появилось огромное количество. Другие записывают собственные видеоуроки, создают скрипты продаж и готовятся возобновить работу с новыми силами. Кризис, наступивший вследствие коронавируса, «ударил» по многим отраслям. Важно выстоять, воспринимая временные трудности, как бесценный опыт.


Выбор редакции


Еда