По традиции День Кащея-Чернобога у древних славян было принято отмечать 29 февраля в високосный год. В те далекие времена, когда славяне были язычниками, они верили в разных богов и поклонялись им. Их религия насчитывает тысячелетия, она уступила лишь христианству, тем не менее интерес к праздникам наших предков не угасает и по сей день.
Одним из самых ужасных празднеств у славян считается День Кащея, который выпадает на 29 февраля. Кощей считается злым Богом, который управляет миром мертвых. Этот Бог вызывал в людях только страх, а также его ассоциировали со смертью, болезнями и несчастьями, которые не дают вернуться к нормальной полноценной жизни.
Каким был Кащей у древних славян

По легенде Кащей обладал душами умерших, управлял темными силами и за это его прозвали Чернобогом. По описанию Кащей был высоким и худощавым, у него впавшие щеки и черные губы, а также длинные седые волосы и усы.
Славяне приносили этому Богу жертвы, для этого они убивали животных. К счастью, этот праздник проводился всего раз в 4 года, а сам ритуал жертвоприношения проделывали в ночь с 29 февраля на 1 марта.
Несмотря на то, что современные люди считают високосный год неблагоприятным для многих дел, древние славяне полагали совсем иначе. Они верили, что в такой год урожай будет более богатым, чем обычно, и заключенный брак будет счастливым и долголетним, а рожденные дети по жизни будут удачливыми.
В праздничную ночь наши предки брали в руки куриное яйцо и держали его до утра, они полагали, что подобный ритуал защитит их от Кащея. Если яйцо продержать до утра, то Чернобог уберется в свой мир мертвых и заберет с собою все человеческие горести, которые преследовали державшего яйцо. Отсюда родилась легенда, что смерть Кащея находится в яйце.
Традиции на День Кащея-Чернобога 29 февраля

Верующие в этот день каялись в своих грехах, так как боялись, что за свои дурные поступки они будут отвечать перед Кащеем, а он никого не щадил. А также люди верили, что таким образом можно избавиться ото всех своих проблем, потому что считалось, что любые невзгоды, которые терпит человек – это наказание за его грехи и проступки.
У этого празднества есть и хорошая сторона, его считали вестником прихода весны, люди радовались тому, что солнце снова начнет согревать и вокруг оживет вся природа, а также можно будет заниматься сельскохозяйственными работами.
Древние славяне, согласно обычаям, с восходом солнца 29 февраля били куриные яйца, потому что считалось, что если разбить яйцо, то весь март будет теплым и солнечным. А иначе быть первому месяцу весны холодным.
И несмотря на то, что в нашем представлении Кащей олицетворяет собой зло, древние славяне его считали справедливым Богом. Он наказывал только тех, кто этого действительно заслуживал и даже мог вознаградить праведника. Поэтому люди его боялись, но почитали и считали, что без его суровых методов управления им не обойтись.
Откуда возник культ Кащея у древних славян

О том, откуда возник культ Кащея, у ученых имеется несколько предположительных версий. Согласно первой из них прообразом Чернобога послужил Бог смерти и холода у древних славян по имени Карачун, он олицетворял собой преждевременную смерть. По второй версии Кащей возник из образа Бога Одина в германской мифологии.
Есть третья версия, по которой «темный владыка» предстает в образе волхва с сверхчеловеческими способностями, он не имеет прототипа. Кащея в русских сказаниях изображают главным злодеем, вообще это довольно-таки зловещий персонаж.
По легенде бессмертная жизнь Кащея заключалась в золотой иголке, которая находится в утином яйце. Если переломать иголку, то только так можно было погубить душегуба. А живет он в массивном бревенчатом срубе среди сундуков с золотом и ужасающей роскоши и восседает он на троне, как говорил классик: «Там царь Кощей над златом чахнет».
Однако самой популярной версией происхождения данного мифологического персонажа является следующая, согласно которой слово «Кощей» произошло от слова «кость» и характеризует костлявого человека.
Кащей Бессмертный в литературе

В 12 столетии слово «кощей» упоминается в историческом источнике «Слово о полку Игореве» в контексте пленника или раба, там его упоминают несколько раз. Также данным смыслом слово «кощей» наделяется в Ипатьевской летописи.
Согласно версии антрополога Джеймса Джорджа Фрейзера, Кащея можно сравнить с библейским героем Самсоном, обладавшим сверхчеловеческими способностями, так как он олицетворяет собой и злодея, и жертву.
В сказках Кощея изображают могущественным колдуном, причем те заклятия, которые он насылал, являются довольно-таки экстраординарными. Например, он превратил Ивана Царевича в орех в сказке про «Елену Прекрасную», а в «Царевне-лягушке» он осуществляет превращение человека в земноводное животное.
