Среда, 24 апреля 2024 года

Ученым удалось стимулировать восстановление нервных клеток спинного мозга

Специалисты из Техасского университета успешно ускорили регенерацию зрелых нервных клеток в спинном мозгу взрослых млекопитающих. Прорыв может привести к улучшению лечения людей с травмами этой системы.

«Исследование создает основу для регенеративной медицины травм спинного мозга. Мы открыли важные молекулярные и клеточные узлы в путях, участвующих в процессе восстановления, которыми можно манипулировать для его стимуляции», — сказал старший автор работы доктор Чан-Ли Чжан.

Травмы спинного мозга способны привести к необратимым повреждениям нейронной сети. В сочетании с рубцеванием это ухудшает двигательные и сенсорные функции. Проблемы связаны с ограниченной способностью взрослого спинного мозга восстанавливать поврежденные нейроны, чтобы помочь выздоровлению, отмечается в статье Science Daily

Лаборатория доктора Чжана сосредоточилась на глиальных клетках. Это – самый распространенный тип нейронных структур в нервной системе. Они, в частности, формируют рубцовую ткань при травме. В 2013-м и 2014-м лаборатория создала новые нервные клетки в головном и спинном мозгу мышей за счет транскрипционных факторов, способствующих переходу взрослых глиальных клеток в состояние стволовых, чтобы потом они вызрели в нейроны. Однако эффективность процесса была низкой.

Ученые использовали двухступенчатый процесс, впервые заглушив часть канала белка p53-p21, блокирующего перепрограммирование глиальных клеток. На втором этапе ученые выявили 2 фактора роста – BDNF и Noggin, помогающие нейронам сформироваться из стволовых структур. С их помощью ученые увеличили число взрослых нервных клеток в 10 раз. Опыты показали, что эти нейроны могут формировать сети.

Чжан предупредил, что проект был проведен на мышах и все еще находится на ранней экспериментальной стадии. Он еще не готов для клинического применения.