Отец для всех народов нашей планеты является архетипическим образом. По этой причине в большинстве случаев приводят сравнения лидеров, как духовной сферы, так и светской жизни с заботливым отцом. Одним из ярких примеров, когда церковного лидера отождествляют с отцом, является папа Римский.
Кого именовали святыми отцами при жизни в давние времена
По мнению психолога Виталия Спасова, в начале возникновения христианства отцами (от греческого слова πάππας) называли всех священников, поскольку церковь была одна. После того, как католики отделились от церкви, отцами именовали лишь архиереев.
Когда произошел раскол церкви, в XII столетии папами называли двух епископов – александрийского и римского. Через некоторое время за римским лидером закрепился не только титул «отца», но и право именовать себя при жизни «святителем».
По мнению православных священников, о святости человека или о судьбе его души может решать лишь Всевышний. Это может быть очевидным лишь после гибели человека и то не сразу. Как правило, святителя на Руси прославляли спустя не меньше 100 лет после его смерти. Почитание народа и чудо, которое происходит от мощей святителя, являются основными факторам святости.
Согласно русской традиции, отцами называли не только духовных, но и светских лидеров – князей и царей.
В русской Православной церкви по-разному обращаются к монахам и священнослужителям, начиная от честного отца и до «Ваше Святейшество». Однако прихожане, которые обращаются к священнику за помощью, величают его отцом, в ответ он называет их братьями и сестрами. Безусловно, это не означает прямое родство, имеется в виду родство по вере.
Почему священников величают батюшками
В словаре Макса Фасмера русский термин «батюшка» произошел от праславянского — batę, bat’a. Жители Беларуси называли бацькой, а в Малороссии – батей, при этом не только главу семьи, но и дядю, брата. Через некоторое время так стали именовали лишь отца семьи. В средние века батюшкой величали лидера общины, атамана, а также священника.
К священнику относились с особым уважением, поскольку в крестьянском селении даже молодой служитель церкви, благодаря своим знаниям и грамотности, объяснял Священное Писание, мог расценить поступки прихожан. К нему обращались за советом в трудные минуты и доверяли ему. Поэтому хороший священнослужитель мог в действительности стать отцом своих духовных детей.