Суббота, 20 апреля 2024 года

Ученые нашли следы кометы, чуть не уничтожившей жизнь на Земле

Ученые нашли свидетельства того, что 56 млн лет назад близ современного побережья Нью-Джерси, что в США, на Землю упала комета. Об этом сообщается в журнале Science.

Ученые из США обнаружили доказательство того, что резкое глобальное потепление, произошедшее на границе палеоцена и эоцена, могло произойти в результате столкновения Земли с космическим телом. Это событие изменило ход эволюции, спровоцировав появление млекопитающих современного типа.

Палеоцен-эоценовый термический максимум (PETM) — это одно из самых резких изменений климата в геологической истории Земли, произошедшее около 55 млн лет назад, на границе геологических эпох палеоцена и эоцена. За период в несколько тысяч лет средняя температура на континентах поднялась на 8°C.

Океаны также стали теплее, например температура поверхностных вод Северного Ледовитого океана могла достигать 10°C.

За сравнительно короткое время планета лишилась ледяных полярных шапок. Считается, что сам термический максимум не длился очень долго, по геологическим меркам. Сейчас ученые сходятся на примерной оценке его длительности в 200 тыс. лет. Очевидно, что такое резкое изменение климата не могло не сказаться на биосфере. В океане вымерло от 30 до 40% глубоководных морских организмов фораминифер. На границе палеоцена и эоцена происходило и значительное вымирание сухопутных видов, например, исчезли многие примитивные млекопитающие, и на их место пришли приматы и другие современные млекопитающие.

Причины, приведшие к PETM, до конца не ясны. Это событие достаточно сложно изучать геологическими методами на таких коротких интервалах времени. Наиболее отчетливо термический максимум отслеживается по данным бурения скважин в морских отложениях. Было замечено, что соотношение изотопов углерода 13C/12C внезапно очень быстро уменьшилось на 2–2,5%, но через примерно 200 тыс. лет вернулось в норму. В качестве основной причины PETM обычно называют переход метана из газовых гидратов в атмосферу и океан. Газовые гидраты — это кристаллические соединения углеводородов и воды, в которых молекулы газа входят в структуру льда.

Фактически, молекулы воды образуют в таком соединении ажурный каркас, внутренние полости которого заполняются газом. В большом количестве эти соединения встречаются на морском дне или в зонах вечной мерзлоты. Гидраты весьма неустойчивы и при изменении температуры или давления разрушаются, высвобождая газы из внутренних полостей. Согласно оценкам ученых, для объяснения наблюдаемого резкого изменения в изотопном составе углерода.

потребовался бы метан, выделившийся в результате распада лишь одной трети гидратов на морском дне.

Однако новое исследование, опубликованное в журнале Science, предлагает иной сценарий повышения температуры. Ученые из США обнаружили следы столкновения Земли с крупным космическим телом в слоях, как раз датируемых началом термического максимума.

«Это вполне может быть отправной точкой PETM, — пояснил один из авторов исследования Деннис Кент из обсерватории Ламонт-Доерти Колумбийского университета, — температура выросла очень быстро, и наша находка объясняет, почему так получилось». Исследователи обнаружили в прибрежной зоне штата Нью-Джерси маленькие стеклянные шарики, называемые микротектиты. Обычно они образуются в результате столкновения метеоритов с поверхностью Земли, когда выброшенное взрывом расплавленное вещество затвердевает еще в полете в виде маленьких гранул.

Стеклянные шарики были обнаружены в основании тонкого слоя глины, возраст которого как раз соответствует началу PETM. В своей работе авторы изучили несколько кернов, взятых из разных областей восточного побережья США. Образцы были доставлены из пригорода Милвилла со дна озера, из окрестностей Медфорда и других прибрежных областей штата Нью-Джерси. Один из образцов был взят с морского дна в районе Бермуд.

После анализа образцов исследователи пришли к выводу, что микротектиты относятся к одной геологической эпохе. «Это не может быть просто совпадением, — сказал Морган Шаллер — геохимик из Политехнического института Ренсселера, — такое быстрое выделение углерода объясняется столкновением».

Ученые высказывают несколько предположений о механизме, который запустил процесс глобального потепления при падении космического тела. Если упала комета, то избыток углерода в атмосфере вполне мог бы объясниться испарением кометного вещества. С другой стороны, столкновение могло спровоцировать испарение углеводородов в результате разрушения газовых гидратов, лежащих под земной поверхностью и в глубинах океана.

Исследователи признают, что пока не знают, где может располагаться кратер, образовавшийся в результате столкновения 55 млн лет назад. «Он может быть совсем рядом, а может находиться и в другом полушарии», — пояснил Шаллер. Небольшие размеры стеклянных шариков позволяют им распространяться на значительные расстояния, говорят исследователи.

«Скорее всего, это падение напрямую связано с палеоцен-эоценовым температурным максимумом. Потепление и падение кометы произошли практически одновременно, и это, как мы считаем, не было случайностью. Если связь между кометой и потеплением есть, то это означает, что это изменение климата и связанный с ним выброс углекислоты в атмосферу были фактически мгновенными», — рассказывает Морган Шаллер (Morgan Schaller) из Института Ренессалера в Трое (США).