Пятница, 19 апреля 2024 года

Как правильно перевозить холодильник: лежа или стоя

Когда вы покупаете новый холодильник и заказываете его доставку, продавец берет транспортировку на себя, и она выполняется по всем правилам. То есть холодильник перевозится в вертикальном положении, он надежно зафиксирован, а от случайных ударов его защищает слой пенопласта.

В идеале транспортировка холодильника должна выглядеть так:

  • Холодильник освобождается от содержимого, отключается от сети и упаковывается в заводскую коробку с прокладкой из пенопласта.
  • Специально нанятые грузчики переносят холодильник в машину, держа его вертикально с помощью системы крепежей, надежно удерживающих даже такую технику на весу. Использование таких вспомогательных транспортировочных систем помогает быстро и предельно аккуратно переносить даже самые большие холодильники без риска их повредить, поцарапать. Когда перемещение холодильника выполняется вручную, его почти невозможно нести вертикально – соответственно, появляется опасность повреждения корпуса и основных рабочих элементов.
  • Холодильник в вертикальном положении устанавливается в грузовой транспорт, фиксируется в нем – и в таком виде едет в пункт назначения.
  • На новом месте грузчики с помощью тех же приспособлений перемещают холодильник из машины в квартиру, держа его вертикально.
  • После того, как холодильник поставлен на выбранное место, нужно дать ему несколько часов постоять, а затем можно подключать к сети.

Такая транспортировка безопасна для оборудования, она исключает любое повреждение даже в тех случаях, если машина будет двигаться не очень аккуратно – например, дорога далека от идеала, и некоторая тряска неизбежна.

Как правило, все эти правила соблюдаются только при перевозке новых холодильников. Если же вам нужно перевезти старый холодильник, то высока вероятность, что заводская упаковка у вас не сохранилась – значит, нет возможности упаковать оборудование для надежности в пенопласт.

В большинстве случаев все осложняется еще и тем, что под рукой нет подходящего транспорта, в котором можно было бы перевозить холодильник в вертикальном положении. А нанимать специальную машину с большим кузовом экономически нецелесообразно – если речь идет не о новом холодильнике, может оказаться, что его стоимость сопоставима со стоимостью транспортных услуг, и в таких случаях нужно искать альтернативные варианты перевозки.

И здесь возникает вопрос – а можно ли перевозить холодильник горизонтальном положении?

Производители так делать не рекомендуют. Более того, некоторые это категорически запрещают – если после такой перевозки гарантийный холодильник начнет работать со сбоями, и вы попытаетесь получить ремонт по гарантии, вам откажут. При этом специалисты сервисного центра сразу видят, что именно случилось с холодильником, поэтому не стоит скрывать детали транспортировки. Раз производитель дает на это прямой запрет, значит, он точно уже знает о проблеме, сталкивался с ней, и предупреждает покупателя об ответственности за такие случаи.

Стоит отметить, что такой запрет на горизонтальную транспортировку есть не у всех производителей. Такие вещи трудно запланировать, но, если вы знаете, что в ближайшее время придется решать вопрос с транспортировкой гарантийного холодильника (например, планируется переезд) стоит заранее уточнить, нет ли у конкретного выбранного производителя запрета на перевозку в горизонтальном виде. Такая предусмотрительность обеспечит вам уверенность в сохранности холодильника – даже если при переезде что-то пойдет не так, вы сможете обратиться в официальный сервисный центр за гарантийным ремонтом.

Самые хрупкие элементы холодильника

Для того, чтобы холодильник не пострадал при транспортировке, нужно его правильно подготовить – а для этого полезно знать его устройство. Если вы имеете представление о том, как работают его основные элементы, и какие из них являются самыми уязвимыми – это поможет вам избежать ошибок и поломок.

Основные узлы:

  • Корпус с камерами, в которых размещаются продукты;
  • Испаритель – ребристая трубка со множеством изгибов, в которой жидкий фреон преобразуется в газ в процессе поглощения тепла и охлаждения камеры. Фреон – это хладагент, который циркулирует по трубопроводу на задней стенке оборудования, при перевозке нужно тщательно за ним следить.
  • Мотор-компрессор – один из ключевых элементов, он отвечает за создание нужной разницы в давлении для циркуляции хладагента;
  • Конденсатор – в нем фреон снова переходит из газообразного состояния в жидкое. А выделившееся тепло уходит в окружающее пространство.

Все эти элементы не только важные, но и довольно хрупкие, поэтому при транспортировке холодильника им нужно уделять особое внимание.

Самой неприхотливой деталью можно назвать испаритель – он расположен внутри холодильной камеры, поэтому при перевозке ему обычно ничего не угрожает. А вот остальные элементы намного более чувствительны к тому, как вы будете их перевозить.

Например, несмотря на то, что корпус холодильника выглядит прочным и надежным, его довольно легко повредить. И это касается не столько внешних механических повреждений, сколько герметичности конструкции. Царапины и другие механические повреждения, полученные при перевозке – это неприятно, но они не влияют на функциональность оборудования. Риск подобных повреждений сводится к минимуму, если перед погрузкой упаковать холодильник в коробку или несколько слоев пупырки.

А вот с сохранностью герметичности все немного сложнее – если при перевозке хотя бы немного пострадает резиновый уплотнитель или будет нарушено положение петель, холодный воздух постепенно начнет быстрее улетучиваться из камер. Вы можете заметить проблему не сразу, и это еще сильнее ее усугубляет – со временем пострадавшие петли будут расшатываться еще сильнее, уплотнитель начнет деформироваться в местах повреждения.

Для того, чтобы избежать этих проблем, ни в коем случае не перевозите холодильник, разместив его дверцей вниз — в таком положении нарушение герметичности корпуса вам обеспечено.

Еще одним хрупким элементов холодильника является конденсатор – он может сломаться, если при перевозке вы разместите холодильник задней стенкой вниз.

Но элементом, заслуживающим самого пристального внимания при транспортировке, является мотор-компрессор. Именно эта деталь подвергается основному риску при перевозке в «лежачем» положении – поэтому многие производители и прописывают этот аспект в инструкции.

Мотор-компрессор располагается внизу холодильника, внутри металлического герметичного кожуха, обеспечивающего защиту двигателя от попадания влаги, а также предотвращающего утечки газа.

Этот мотор достаточно мощный, он ощутимо вибрирует гудит – и для того, чтобы нейтрализовать это, используется специальная конструкция с применением пружин (которые могут располагаться как внутри, так и снаружи кожуха). Мотор-компрессор подвешивается на эти амортизационные пружины – и это решает проблему шума и вибрации.

Пружины, удерживающие мотор, выполняют свою функцию только в том случае, если холодильник находится в вертикальном положении. Если же технику перевозят «лежа», система перестает работать корректно, и нужно как-то решать вопрос с положением мотора при транспортировке. Специально для этого предусмотрительные производители (не все) делают транспортировочные болты. Но если в вашем холодильнике их нет, нужно искать другой способ надежной фиксации мотора при перевозке – это касается, в первую очередь, горизонтальной транспортировки; но и при вертикальной тоже нужно проследить правильное положение мотора.

На каком боку перевозить холодильник в горизонтальном положении?

Итак, теперь понятно, почему нельзя перевозить холодильник на дверце и на задней стенке. Остаются боковые – и какую же и них выбрать?

Для начала стоит уяснить, что транспортировка на боку тоже может быть опасной, хотя и не такой критичной, как на других сторонах. Дело в том, что в таком положении масло из кожуха мотора-компрессора может попасть в контур движения хладагента, чего нельзя допускать.

Для понимания проблемы нужно представить схематичное устройство холодильника: компрессор соединяется с охладительной системой при помощи двух трубок. По одной из них хладагент покидает компрессор, по второй – снова возвращается в него. И когда холодильник находится в совеем естественном положении (вертикальном), трубки смотрят по обе стороны от компрессора — вправо и влево. Если же поместить холодильник на бок, получится, что трубки смотрят вниз и вверх.

И здесь нужно смотреть – в какую сторону направится масло из кожуха мотора-компрессора.

  • Если оно потечет в возвратную трубку – это приемлемо, в таком положении холодильник перевозить можно. Когда вы поставите холодильник в новом месте и подключите его, остатки масла и хладагент в жидком виде вернутся в компрессор – и холодильник будет работать нормально.
  • Если же при перевозке холодильника под мотором-компрессором окажется первая (нагнетательная) трубка, проблем не избежать. Когда холодильник будет доставлен и подключен, попавшее внутрь трубки масло разольется по всему контуру – при этом, скорее всего, будет засорена капиллярная трубка. В итоге холодильник просто перестанет работать, ему потребуется дорогостоящий ремонт.

Чтобы этого избежать, очень важно перед транспортировкой определить, какая трубка является возвратной, а какая – нагнетательной.

Как установить назначение трубок?

Нагнетание хладагента – энергоемкий процесс, поэтому данная трубка в процессе работы быстро и ощутимо греется; вторая, возвратная, по которой фреон возвращается в компрессор, остается прохладной.

Уже через 7-10 минут после подключения холодильника к сети вы почувствуете, что одна из трубок нагрелась, стала почти горячей – она и является нагнетательной. Следите за тем, чтобы эта трубка при перевозке холодильника смотрела вверх – в этом случае вашей технике ничего не грозит (при условии, что перевозка выполняется аккуратно и соблюдением всех предосторожностей).

В некоторых холодильниках и возвратная, и нагнетательная трубки смотрят в одну сторону. Здесь все просто – вам нужно при перевозке разместить агрегат так, чтобы обе трубки были направлены вверх.

Полезные советы: как подготовить холодильник к перевозке в горизонтальном положении

  • Не позднее, чем за сутки, выключите и разморозьте холодильник, дайте ему полностью высохнуть – это касается не только полок, но и внутренних элементов.
  • Выньте все полки и контейнеры – их стоит перевозить отдельно от холодильника, чтобы они не потрескались и не деформировались. Оберните их в бумагу или пленку и уберите в отдельную коробку.
  • Тщательно закрепите мотор-компрессор с помощью транспортировочных болтов. Если их нет, место вокруг кожуха следует заполнить объемным, но легким наполнителем – например, пенопластом или картоном. Проверьте, что элемент зафиксирован прочно и не будет смещаться от малейшего толчка, которые при транспортировке неизбежны.
  • Закройте дверцы и зафиксируйте их в таком положении при помощи веревок, ремней или скотча. Если будете использовать скотч – его стоит клеить только на пленку, иначе потом придется оттирать следы клея.
  • При фиксации дверей аккуратно окружите ручки дополнительным защитным слоем – тканью, пенопластом, картоном. Ручки при перевозке страдают очень часто именно потому, что им никто не уделяет должного внимания; а найти в продаже нужную ручку бывает крайне трудно.
  • Когда все подготовительные действия выполнены, упакуйте холодильник в пупырку или заводскую коробку – и его можно загружать в машину.

Если же вы не хотите рисковать своей техникой – доверьте транспортировку холодильника профессионалам, которые знают все особенности перевозки таких вещей и имеют необходимое оснащение.


Выбор редакции


Еда