Четверг, 13 мая 2021 года

Дальний Восток полностью обеспечен топливом: Хабаровский НПЗ устранил дефицит менее чем за неделю

За шесть дней завод отгрузил 10 тысяч тонн бензина ходовых марок АИ-92 и АИ-95, рассказали в ННК. В компании подчеркнули: горючее есть в свободной продаже на всех дальневосточных АЗС.

ХНПЗ работает на полную мощность со среды, 3 февраля. К утру понедельника предприятие поставило в автозаправочную сеть 6600 тонн 92-го бензина и 1600 тонн АИ-95. Это позволило полностью устранить дефицит топлива и сформировать запасы на нефтяных складах.

Региональная комиссия ТЭК уже в понедельник заявила: очередей на заправках Хабаровского края нет, цена на бензин в сети АЗС НКК, которой руководит Эдуард Худайнатов, не повысилась. Ранее в Минэнерго официально подтвердили: ситуация на дальневосточном топливном рынке стабилизировалась.

Как развивалась ситуация

В середине января Хабаровский нефтеперерабатывающий завод приостановил выпуск 92-го и 95-го бензина для проведения внеплановых работ на установке катриформинга. Это оборудование — важное звено линии по производству высокооктанового топлива. Внеплановые работы заняли две недели.

Владелец ХНПЗ, «Независимая нефтегазовая компания», заранее создала резерв горючего, который должен был полностью обеспечить нужды Дальнего Востока в течение месяца. Расчет производили на основании привычного ежесуточного потребления бензина в округе, при котором предприятие выпускает 600 тонн топлива каждые 24 часа. Но из-за непредвиденных обстоятельств запас бензина закончился раньше срока.

Одной из причин возникшего дефицита стал искусственно созданный ажиотаж. Жители ДФО старались создать собственные запасы и раскупали вдвое больше топлива, чем обычно. На заправках выстроились очереди из автолюбителей, возник дефицит ходовых марок горючего.

В региональном министерстве энергетики зафиксировали многочисленные факты спекуляции. Перекупщики продавали бензин из канистр и бочек, стоя на обочинах дорог. Ажиотаж подогревали в соцсетях: появлялись вирусные сообщения о том, что стоимость литра топлива поднялась до 100 рублей.

Свою лепту внесла и погода. По данным метеопорталов, конец января во многих дальневосточных территориях выдался морозным. Температура воздуха упала до минус 30 градусов, из-за чего автовладельцы прогревали машины чаще обычного. Это увеличило потребление бензина с 500 до 750 тонн в сутки.

Руководство нефтегазовой компании предприняло экстренные меры, закупив в регионах несколько десятков тысяч тонн горючего. Дополнительные ресурсы предоставили из Росрезерва. Железнодорожные составы с топливом пропускали в приоритетном порядке. На Дальнем Востоке их встречали автоцистерны, которые круглосуточно развозили бензин по автозаправочным станциям.

В первые сутки после возобновления производства Хабаровский НПЗ выпустил 900 тонн высокооктанового топлива, что значительно больше установленного норматива. 4 февраля было отгружено еще более 1000 тонн горючего. В четверг руководство Хабаровского края и Амурской области объявило о стабилизации ситуации.

6 февраля завод приступил к выпуску АИ-95, и уже к утру понедельника удалось создать запасы всех видов топлива на автозаправочных станциях и нефтебазах. Сейчас сеть АЗС полностью обеспечена горючим.

Ситуация с топливом — под контролем властей


Возникший дефицит топлива — повод для пересмотра всей системы снабжения Дальнего Востока нефтепродуктами, заявили в правительстве Хабаровского края.

Власти отметили, что в сложившийся ситуации не хватило адекватного прогнозирования и оперативной реакции на происходящее. Специалисты комитета ТЭК, по словам врио губернатора Михаила Дегтярева, «слишком поздно начали объезд и мониторинг заправок». Дополнительного внимания требовало и информационное поле: в СМИ и соцсетях искусственно создавался ажиотаж и поддерживались слухи о «тотальном дефиците топлива».

В правительстве Хабаровского края и Амурской области уже заявили о готовности создать дополнительный резерв нефтепродуктов на случай непредвиденных обстоятельств. Запас будет сформирован из дополнительных поставок, которые продолжает направлять в регион Росрезерв.

Хабаровский НПЗ

Нефтеперерабатывающий завод в Хабаровске — одно из главных промышленных предприятий Дальнего Востока. Наряду с Комсомольским НПЗ, он обеспечивает светлыми нефтепродуктами северные регионы РФ. Высокооктановый бензин и дизель, произведенных в Хабаровске, поступают в Амурскую и Магаданскую области, Бурятию, Приморье, Камчатский край, а также экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

С 2013 год ХНПЗ входит в состав холдинга ННК, главой которого является Худайнатов. Группа компаний активно вкладывается в модернизацию нефтеперерабатывающего предприятия. На повышение эффективности и экологичности производства холдинг направил уже около $3 млрд. ХНПЗ одним из первых на Дальнем Востоке начал производство бензина евро-5. Руководство ННК отмечает, что стремится сделать завод одним из самых инновационных в России.

О «Независимой нефтегазовой компании»

Худайнатов Эдуард Юрьевич как глава ННК неоднократно подчеркивал заинтересованность компании, работающей на Дальнем Востоке, в развитии региона. Этой политики холдинг придерживается уже не первый год.

Автозаправочная сеть «ННК-Приморнефтепродукт» поставляет топливо в малонаселенные и труднодоступные поселки Камчатского, Хабаровского и Приморского краев, Бурятии, Магаданской и Амурской областей. АЗС небольших населенных пунктах работают без прибыли, их деятельность дотируется за счет других активов компании.

При этом «ННК-Приморнефтепродукт» признана одним из самых стабильных предприятий на дальневосточном топливном рынке. По итогам прошлого года стоимость бензина в этой сети поднялась на 3,88%. Это ниже уровня инфляции, которая за этот же период, по данным Росстата, составила 4,9%. При этом некоторые нефтетрейдеры Владивостока подняли цены на 16%.

В ННК объясняют: холдинг придерживается рекомендаций федеральных властей о фиксации оптовых цен на нефтепродукты. Еще в 2018 году правительство договорилось с руководителями крупных предприятий российского нефтегазового рынка об установлении предельной стоимости горючего в каждом регионе.


Выбор редакции


Еда