Воскресенье, 19 сентября 2021 года

Главная магистраль Олега Белозёрова — биография руководителя РЖД

Его карьера начиналась во времена перестройки с должности начальника отдела молодёжного центра. Сегодня он глава компании, владеющей квантовыми линиями связи и активами на сумму свыше 7 трлн рублей.

Образование и начало карьеры

Олег Валентинович Белозёров родился 26 сентября 1969 года в городе Вентспилсе (Латвия) в семье медицинских сотрудников. В детстве увлекался различными видами спорта, добившись наибольших успехов в лёгкой атлетике.

В 1986 году по окончании средней школы поступил в Ленинградский финансово-экономический институт имени Вознесенского. После первого курса Белозёрова призвали в ряды Вооружённых сил для прохождения срочной службы. Демобилизовавшись, он продолжил обучение по выбранной специальности. Диплом о высшем образовании получил в 1992 году. Спустя 13 лет, в 2005 году, в стенах родного вуза защитил кандидатскую диссертацию по экономике.

Карьера управленца началась ещё в студенческие годы. В 1990-м он возглавил отдел молодёжного центра «Гран», а вскоре занял должность руководителя организации. Подобные центры в те времена работали в большинстве крупных городов и стали своеобразной школой для многих предпринимателей.

В бизнесе и на государственном посту


Вплоть до 1998 года занимал руководящие должности в коммерческих структурах, в числе которых фирмы «Экокон» и «Лагун». В 1998-м в карьере будущего главы Российских железных дорог начинается новый этап — его пригласили в «Ленэнерго». Далее была работа на других системообразующих предприятиях, включая «ЛОМО» и «Российскую топливную компанию».

В 2004 году Белозёрова назначили сначала заместителем, а потом и руководителем Федерального дорожного агентства. Росавтодор под его управлением реализовал ряд проектов государственного значения. Так, в рамках «Программы по строительству внеклассных мостовых и транспортных сооружений», были сданы в эксплуатацию 15 мостов-долгостроев и три новых мостовых сооружения.

С 2009 года он занимал должность заместителя министра транспорта. На этом посту отвечал за развитие дорожной инфраструктуры в стране.

Во главе национальной компании

В августе 2015 года премьер-министр РФ назначил Белозёрова руководителем ОАО «Российские железные дороги». На новой должности Олег Валентинович сконцентрировал работу на нескольких направлениях, уделяя особое внимание экономической эффективности перевозок и внедрению новых технологий. Стратегия принесла заметные результаты — компания достигла исторически рекордных показателей практически по всем направлениям деятельности.

Максимальный годовой объём пассажирских перевозок был достигнут в 2019-м и составил почти 1,2 млрд человек, а грузовых в 2018-м — более 1,28 млрд тонн. Даже в 2020 году, когда пандемия сильно ударила по всей железнодорожной отрасли, предприятие продемонстрировало положительную динамику: суммарные доходы превысили 1 813 млрд рублей, а стоимость совокупных активов увеличилась до 7 трлн рублей. На развитие основных фондов было направлено более 717 млрд рублей.

Сегодня РЖД по праву можно назвать локомотивом экономики. Численность персонала составляет более 720 тысяч человек. Компания не зависит от субсидий федерального бюджета и является прибыльной, даже с учётом рекордных затрат на инвестиции в магистральную инфраструктуру.

«Зелёная дорога»

Ключевым направлением национального перевозчика является развитие экологически ориентированных проектов, которые Белозёров курирует лично. Их финансирование осуществляется как за счёт собственных средств компании, так и за счёт размещения облигаций. В сентябре 2020 года РЖД впервые в России выпустили бессрочные «зелёные» облигации на сумму 100 млрд рублей. Привлечённые средства направлены на обновление подвижного состава, электрификацию магистральной инфраструктуры и другие мероприятия, снижающие энергопотребление, количество выбросов углекислого газа и вредных веществ в окружающую среду. В этом направлении госкорпорация значительно опережает как среднероссийские, так и мировые темпы развития. К 2020 году РЖД снизили углеводородные выбросы на 49% по сравнению с уровнем 1990 года при сопоставимых объёмах перевозок. Согласно международным обязательствам, выбросы в России должны быть сокращены на 30% только к 2030 году.

Современные технологии позволяют значительно экономить ресурсы, чем весьма эффективно пользуются «Российские железные дороги». Например, локомотивы при торможении рекуперируют энергию, то есть частично возвращают её в контактную сеть. Таким образом восполняется около 6% потреблённой энергии. Этого объёма хватит, чтобы обеспечить Новгородскую, Псковскую или Магаданскую области.

Приоритет «зелёных» технологий подчёркивает и тот факт, что 2021 год был объявлен в компании Годом экологии.

Технологическое лидерство

ОАО «Российские железные дороги» под руководством Белозёрова уверенно лидируют и в сфере внедрения современных технологий. Компания по праву считается не только одной из самых инновационных в нашей стране, но и в мире. Так, в июне 2021 года впервые в России была запущена квантовая магистраль Москва — Санкт-Петербург, длина которой 700 километров. По протяжённости магистраль, созданная российскими железнодорожниками, уступает только линии Пекин — Шанхай. Квантовые магистрали во всём мире используются для бесперебойной и безопасной передачи большого массива данных. Новые технологии в России, вероятнее всего, найдут себе применение и в управлении беспилотными поездами, а также в онлайн-диагностике подвижного состава.

Важнейшей составляющей технологического лидерства РЖД служит цифровизация основных бизнес-процессов. В 2017 году была принята концепция «Цифровая железная дорога», а в 2019 году — «Стратегия цифровой трансформации компании до 2025 года». На сегодняшний день разработаны и внедрены электронные платформы как для грузоотправителей, так и для пассажиров. Приобрести билеты, рассчитать и заказать отправку груза можно как на официальных сайтах, так и с помощью соответствующих мобильных приложений.

На территории большинства вокзалов России с помощью технологии WI-FI пассажирам предоставляется бесплатный доступ к сети Интернет, а в пути — к мультимедийному порталу «Попутчик». С помощью современных технологий стали доступны новые услуги. Так, в 44 городах России осуществляется доставка еды из кафе и ресторанов, которую могут заказать онлайн пассажиры транзитных поездов.

Технологичней стал и подвижной состав. В пассажирских поездах устанавливаются кондиционеры и душевые кабины. Современные вагоны оборудованы USB-разъёмами для зарядки гаджетов, системами обеззараживания воздуха.

Новаторская деятельность главы РЖД была по достоинству оценена и руководством страны — 29 марта 2021 года Олег Белозёров был переназначен на занимаемой должности.


Выбор редакции


Еда