Пятница, 28 апреля 2017 года

Генетическое открытие: молекулярные часы помогут предсказать рак

Профессор биологии из Института Сэнджера (Wellcome Trust Sanger Institute) сделал генетическое открытие, согласно которому в любой клетке организма человека функционируют «молекулярные часы». Их скорость дала генетикам ответ на вопрос: какова скорость развития мутаций в генах. Обладая таким знанием, врачи смогут вычислить приблизительную скорость развития онкологической опухоли и гибко подходить к лечению. Результаты исследования опубликованы в Nature Genetics.

Биолог Джулиан Сейл поясняет: «Знание скорости хода молекулярных часов поможет врачам предсказать течение рака в организме, избежать привыкания к медпрепаратам и более гибко подойти к медикаментозному курсу лечения». Открытие ученых из Института Сэнджера базируется на том, что все и каждая клетка содержат копию генома человека. Всю жизнь в клетке проходят изменения и даже мутации: причина их может быть внешняя или внутренняя. Поскольку изменения на клеточном уровне накапливаются год за годом, то ученые назвали их «подобные часам», или просто «молекулярные часы». Любую отметку, оставленную на клетке мутацией, молекулярные биологи теперь в силах расшифровать и датировать.

Для онкологов такое открытие — огромное подспорье, ведь обладая знанием о скорости распространения метастазов, можно более гибко и эффективно назначать лечебный курс, избавляя пациента от балласта лекарств. В журнале Nature Genetics описаны два ключевых процесса, приводящих к раку, и скорость, с которой эти механизмы мутации действуют в разных типах человеческой клетки.

На поиск молекулярных часов биологов натолкнули геномы раковых клеток. Рассмотрев 7329860 соматических мутаций раковых геномов, генетики сумели вычленить два вида внутриклеточных механизмов, которые превращают обычную клетку в раковую или состаривают ее. Мутационные подписи на клетках убедили ученых в верности их гипотезы: ДНК-последовательность 10250 геномов рака 36 типов подтвердили догадки. Всего лишь две внутриклеточных подписи продемонстрировали корреляцию между количеством мутаций, обнаруженных в каждом образце раковой клетки, и возрастом пациента, в котором он начала болеть онкозаболеванием.