Суббота, 3 декабря 2016 года

Ученые математики вычислили формулу иерархии птичьей стаи

В птичьей стае царит четкая иерархия: математики нашли формулу, по которой птицы поддерживают порядок в стае.

Ученые сформировали две группы попугаев калита, и сначала у птиц не было осознания своего и чужого места в этой группе, но оно очень быстро пришло! Уже через неделю общения попугаи начали конфликтовать. С равными себе, но не с теми, кто ниже рангом. Как же они смогли выстроить иерархию новой стаи?

«Попугаи очень наблюдательны: они просчитали цепь, по которой движется агрессия в стае. Если А дерется с В, то как В покажет себя в споре с С? И победит ли С в споре с D? Уступит ли D при драке с Е? Пронаблюдав варианты птичьих стычек, самец А будет точно знать как ему вести себя с самцом Е», поясняет Элизабет Хобсон, научный сотрудник НИИ математического и биологического синтеза (NIMBioS).

Исследование математиков и биологов, опубликованное в журнале «PLOS Computational Biology», открывает новую страницу в изучении социально-общественного строя и иерархии животных. Агрессивное поведение — признак высокого ранга в стае и доказательство мужской привлекательности для самок.

В исследовании Хобсон и Дедео из университета Индианы проанализировали проявления агрессии в двух группах калита, эксперимент длился 24 дня, зафиксировано 1013 и 1360 побед соответственно.

Математический расчет и обширная выборка данных прояснила ситуацию с рангом в стае. Наблюдая за боями, калита накапливают знания о силе того или иного самца — для применения знания на практике. Избегают стычек не только противником сильнее себя, но и с тем, что слабее. Зато агрессию свою направляют на самцов, приблизительно равных себе по рангу. То есть агрессивное поведение птиц стало стратегически выверенным: они научились быстро определять свой и чужой ранг в новом коллективе, лишь пристально наблюдая за собратьями.

«Подход дает представление не только о поведении попугаев в стае, но и тех навыках познания, которые они вынуждены демонстрировать через свое стратегическое поведение. Эксперимент дал подсказку для расшифровки социально-когнитивного взаимодействия калита и сравнения с другими социально сложными видами — приматами», добавила Хобсон.