Воскресенье, 11 декабря 2016 года

Микрохимеризм: ученые обнаружили мужские Y-хромосомы после беременности

Журнал «Molecular Human Reproduction» опубликовал исследование ученых Лейденского университета (Нидерланды) о микрохимеризме: наличии мужских клеток в организме женщин. Мужские Y-хромосомы поселялись в организме при беременности, когда женщина вынашивала сына.

Для исследования взяли образцы тканей 26 женщин, умерших во время родов или сразу после. Все ткани несли мужскую хромосому и во всех органах были мужские клетки: сердце, печень, мозг. Мужские клетки обнаруживали, в среднем, одну на каждую тысячу клеток.

Такой парадокс — мужские клетки в женском организме — ученые назвали микрохимеризмом. Новое исследование выдвинуло гипотезу: при каждой беременности женщины почти всегда приобретают эмбриональные клетки с Y-хромосомой. Их можно обнаружить уже на седьмой неделе беременности. Со временем клетки не обязательно исчезнут. «Образцы тканей показали, что они находятся в мозге и бьющемся сердце», говорит доктор Нельсон из НИИ рака в Сиэтле (США).

В 2012 году доктор Нельсон изучил мозг 59 пожилых женщин и обнаружили Y-хромосомы у 63% из них — мужские клетки легко отличить от материнских. Доктор Нельсон полагает, что микрохимеризм вовсе не редкость. Но само по себе это явление остается загадочным.

Некоторые мужские клетки эмбриона могут сохранять здоровье матери, например, помогать заживлению ран. Но эволюционный конфликт интересов «мать-детеныши» тоже может вступить в игру: ослабляя аутоиммунную систему матери, детеныш не позволяет заводить новых детей. Организм матери просто не может их выносить.

Но самое интересное влияние эмбриональных клеток — на мозг матери. Доктор Бодди предполагает, что это исследование сделает невероятные открытия для психологов. «Это самая захватывающая часть микрохимеризма и наименее исследованная. Роль микрохимеризма в послеродовом психическом здоровье женщины, безусловно, важна», утверждает Афина Актипис, психолог штата Аризона и соавтор статьи о микрохимеризме в «Bioessays».