Суббота, 3 декабря 2016 года

Корейские ученые: биоэлектронный нос выявляет болезни по запаху

Ученые Сеульского национального университета изобрели биоэлектронный нос — открытие теперь обнаружит любые бактерии в воде по запаху, даже в самой малой концентрации.

Крошечный датчик имитирует устройство обонятельного рецептора человека: будучи высокочувствительным, искусственный нос способен выявить концентрацию бактерий в воде в ничтожно малой дозе — до 10 нг на литр — прежде такой точности не добивались.

Масс-спектрометры или компактные хроматографы уже существуют, они тоже могут определять токсичность воды и выявлять бактерии. Но такое лабораторное оснащение совершенно не подходит для работы на выезде.

Бионос — портативное и легкое устройство, его легко носить с собой и пользоваться для определения уровня зараженности воды бактериями. Биоэлектронный нос — надежный помощник при работе на открытых водоемах, он выявляет на ранних стадиях бактериальное заражение источника воды и помогает контролировать его распространение.

Данная версия биоэлектронной системы носа сосредоточена на выявлении двух специфических молекул (геосмина и 2-метилизоборнеола), которые придают бактериально зараженной воде типичный землисто-затхлый запах.

В перспективе ученые хотят усовершенствовать искусственный нос. «Биоэлектронный нос должен стать прибором, работающим точно как человеческий орган обоняния. Это и есть наша цель», говорит профессор Парк. «В носу человека 400 различных обонятельных рецепторов. Будь наши технологии так же сильно развиты как рецепторы человека, мы получили бы гаджет, который идентифицирует любой запах в крайне низких концентрациях».

В медицине эта биоэлектронная технология могла бы диагностировать заболевания, которым присущ определенный запах, например, рак легких. Парфюмерам бионос пригодится для составления формулы духов, а органам правопорядка — для выявления нарковеществ. Биоэлектронный нос после доработки умел бы классифицировать запахи. «У нас нет системы для классификации запахов: пока только система органов чувств человека умеет так делать», сетуют ученые.

«Наш биоэлектронный нос сможет  выявлять и систематизировать ароматы, а в будущем, возможно, изобретем универсальный запах, который будет использоваться для общения», утверждает ученый.