Пятница, 9 декабря 2016 года

Как отдалить болезнь Альцгеймера на 10 лет: ученые открыли ген-защитник

Медицинские исследования, проведенные учеными Калифорнийского университета, обнаружили ген, который защищает организм от раннего наступления болезни.

Все дело в генном наборе: у некоторых людей в генах мутирует редкий аллель, из-за чего человек заболевает уже в 49 лет. Такое несчастье сопровождает одну колумбийскую семью. Чтобы выяснить отчего семья так предрасположена к раннему Альцгеймеру, их гены изучил доктор наук Мэтью Лалли. Обследовав около 100 родственников, Лалли подтвердил научный факт о редком аллеле. Именно его обнаружил ученый в части генома, отвечающей за воспаление. Аллель нужен для того, чтобы предотвратить опасное повышение уровня белка эотаксина с возрастом, а его мутация подвергает людей раннему заболеванию Альцгеймером. Полученные результаты были опубликованы в журнале «Molecular Psychiatry». Однако несколько человек из семейства все же заболевали на 10 лет позже. Ученым захотелось выяснить причину этого «несемейного» опоздания болезни Альцгеймера.

Ученые выдвинули гипотезу о гене-защитнике. Раз эти люди все имеют сравнительно одинаковый генный набор, какой ген отдаляет заболевание у некоторых из них?

Для выяснения вопроса биологи затеяли статистическое исследование на 150 пациентах с болезнью Альцгеймера или деменцией. Генетики провели сравнительный анализ проб ДНК и измерили уровень эотаксина в крови для того, чтобы определить наличие того же гена, что и у колумбийской семьи. Согласно результатам, уровень эотаксина у 150 пациентов с возрастом особо не повышался, и наступление Альцгеймера наступало пусть с небольшой, но задержкой. Несмотря на то, что мутация гена колумбийской семьи — явление исключительное, все же аллель-защитник у людей не редкость. Его обнаружили у 30% процентов выборки из 150 человек — значит, имеется все-таки в генах потенциальная защита от болезни Альцгеймера.

Если организм предрасположен на генном уровне к этому недугу, единственным вариантом отсрочить наступление болезни является поддержание нормального уровня эотаксина. Генетика пока не в силах бороться с возрастом человека, а возраст — главный фактор наступления болезни Альцгеймера. Чем организм старее, тем выше уровень эотаксина и выше риск заболевания.