Воскресенье, 11 декабря 2016 года

Третьяковка покажет шедевры Кандинского

Третьяковка покажет шедевры Кандинского
Реклама

В Третьяковской галерее на Крымском Валу сегодня открывается очередная громкая экспозиция, посвященная 150-летию выдающегося художника. После шедевров Серова москвичам покажут две самые известные работы Василия Кандинского. Речь идет о вариациях на тему апокалипсиса под названием «Композиция №6» и «Композиция №7».

В последний раз эти творения великого абстракциониста демонстрировались вместе почти три десятилетия назад. Картины будут висеть лицом к лицу. Такая экспозиция, считают кураторы выставки, позволит зрителям пережить своего рода медитативное состояние и попасть внутрь полотна.

В 2016 году весь мир отмечает юбилей Василия Васильевича Кандинского (1866–1944) – основоположника и теоретика абстрактного искусства, одного из самых влиятельных художников ХХ века. Третьяковская галерея подготовила проект, включающий выставку двух главных шедевров художника (совместно с Эрмитажем), международный круглый стол (совместно с Гаражом), выпуск специального издания и праздник в рамках программы «Ночь в музее – 2016″.

Новаторство Кандинского в сфере живописи сопоставима по масштабам с открытием атома для научного мира (сам Кандинский отмечал, что это событие невероятно потрясло его). Беспредметное искусство мастера стало основой важнейших направлений живописи ХХ столетия. Сильнейшее художественное переживание, эмоциональный накал рождаются при созерцании его произведений и спустя более чем 100 лет после их создания.

Система беспредметной живописи Кандинского включает три типа картин, воплощающих три стадии удаления от первоначального импульса, который дал толчок к их написанию: импрессии, импровизации и композиции. Лучшими работами живописца признаны «Композиция VI» и «Композиция VII». Произведения хранятся в коллекциях Третьяковской галереи и Эрмитажа, в России последний раз они демонстрировались вместе 27 лет назад.

В залах Третьяковской галереи на Крымском Валу показывают две картины Василия Кандинского — «Композиция №6» и «Композиция №7». Вторая картина постоянно экспонируется в Третьяковке, первую — привезли из Эрмитажа. Таким выставочным проектом музей отмечает 150-летие Кандинского.

Во искупление заведомой скромности экспозиционного замысла кураторы выставки обещали публике сильные переживания. Два представленных полотна они настойчиво называли «вершинами» творчества художника, триумфом его эстетики, встречу их в едином пространстве — событием, которого ждали 27 лет (именно столько прошло после единственной большой ретроспективы Кандинского в ГТГ). Зрителям кураторы сулили ни больше ни меньше как «эмоциональный шок».

Несомненно, для столь торжественных речей основания есть, вещи, составившие эту выставку, — значительные. «Композиции», которых сохранилось семь (с IV по X), — это своеобразные живописные манифесты Кандинского, он возвращался к ним во время разных творческих периодов. Самая давняя из сохранившихся «Композиций» датирована 1911 годом, позднейшая — 1939-м. Те, что сегодня сошлись в Третьяковке, считаются наиболее выразительными и важными для художественной системы Кандинского. Они пришлись на переломный момент его художественной биографии — он недавно расстался с объединением русских модернистов «Бубновый валет», почти разочаровался в созданном им самим художественном коллективе «Синий всадник» и решительно, на много лет, перешел к абстрактной живописи.

 Интерпретаций абстрактных картин Кандинского существует великое множество. Рассуждать об их форме и содержании, о правильном восприятии и способе познания очень любил сам художник. В своих пояснениях для публики он как-то одновременно предостерегал от рационального подхода к этой живописи и от безусловно чувственного ее восприятия. Сюжет картины («Композиции №VI») он описывал так:

«Подобное отсутствие плоскости и неопределенность расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то».

«Композицию №7» автор прокомментировать не собрался, но критики сумели самостоятельно разглядеть там темы Судного дня, Всемирного потопа, Райского сада и воскрешения из мертвых. И это все неоспоримо: абстракция — явление неисчерпаемое, в ней можно найти отклик на любые запросы.

Пространство для двух «Композиций», написанных в 1913 г., эффектно выгорожено черными стенами. «Композиция VI» висит строго напротив «Композиции VII», и подсвечены они настолько ярко, что поначалу кажутся гигантскими экранами с электронными репродукциями. Тем более что на подходе к ним показывают в меру изобретательные видео о художнике, его методе и истории создания картин.

Но живопись Кандинского настолько мощная, что обе композиции, несмотря ни на какие чрезмерности устроенного для них приема, сразу захватывают внимание и заставляют бесконечно рассматривать загадочные и яркие изображения, угадывая очертания предметов в почти абстрактных красочных сочетаниях.

Для всех желающих понять причину такого воздействия приготовлены обширные пояснения (на стенах) и во всех смыслах доступное издание (в музейном магазине). Там рассказано много полезного и интересного. В том числе что в основе «Композиции VI» лежит библейская тема потопа, а «Композиции VII» – евангельская Апокалипсиса.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Обсудить новость и добавить комментарий
Выбор редакции