Воскресенье, 11 декабря 2016 года

Пас­халь­ные об­ря­ды и обы­чаи

Пас­халь­ные об­ря­ды и обы­чаи
Реклама

 Пас­халь­ные об­ря­ды и обы­чаи

Чтобы как мож­но на­гляд­ней вы­ра­зить смысл ве­ли­ко­го пас­халь­но­го тор­же­ства, Цер­ковь вве­ла в упо­треб­ле­ние и освя­ти­ла неко­то­рые обы­чаи, ко­то­ры­ми мы зри­мо «об­ря­жа­ем» и де­ла­ем до­ступ­ны­ми для всех на­ши мыс­ли и пе­ре­жи­ва­ния.

Преж­де все­го, Цер­ков­ный устав по­веле­ва­ет в пя­ти­де­ся­ти­днев­ный пе­ри­од (до Тро­и­цы, в этом го­ду 27 мая) мо­лить­ся стоя, – ведь зем­ные по­кло­ны, со­вер­ша­е­мые в иное вре­мя, сим­во­ли­зи­ру­ют недо­сто­ин­ство пад­ше­го че­ло­ве­ка. Но та­кое уни­жен­ное пе­ре­жи­ва­ние древ­не­го гре­хо­па­де­ния несов­ме­сти­мо с пас­халь­ным тор­же­ством по­бе­ды над его по­след­стви­я­ми, и по­то­му ко­ле­но­пре­кло­не­ния от­ме­ня­ют­ся.
В каж­дый из дней пас­халь­ной (Свет­лой) сед­ми­цы со­вер­ша­ют­ся те же бо­го­слу­же­ния, что и в пер­вый день празд­ни­ка Пас­хи, вклю­чая и тор­же­ствен­ный крест­ный ход, ко­то­рый пе­ре­но­сит­ся на ко­нец Ли­тур­гии. Цар­ские и бо­ко­вые вра­та в ал­та­ре не за­кры­ва­ют­ся круг­лые сут­ки, и толь­ко в эти дни ве­ру­ю­щие мо­гут со­зер­цать все про­ис­хо­дя­щее там во вре­мя служ­бы. Столь кра­си­вым сим­во­ли­че­ским же­стом Цер­ковь зри­мо на­по­ми­на­ет хри­сти­а­нам о Цар­ствии Небес­ном, от­верз­шем­ся для всех в Вос­кре­се­нии Гос­по­да.

Кро­ме то­го, в Свет­лую неде­лю ко­ло­ко­ла мо­гут освя­щать воз­дух сво­им ра­дост­ным зво­ном день и ночь (это за­ви­сит от усер­дия и здра­во­го смыс­ла зво­на­рей). Ко­ло­коль­ный звон – знак Бо­же­ствен­ной по­бе­ды над древни­ми вра­га­ми че­ло­ве­че­ства – дья­во­лом и смер­тью.

К чис­лу осо­бых пас­халь­ных об­ря­дов от­но­сит­ся бла­го­сло­ве­ние арт­оса, крас­ных яиц и неко­то­рых дру­гих ку­ша­ний.

Артос в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го язы­ка озна­ча­ет про­сто «хлеб». У нас так на­зы­ва­ет­ся вы­со­кий круг­лый хлеб, на­по­ми­на­ю­щий боль­шую просфо­ру. Он освя­ща­ет­ся в каж­дом хра­ме по окон­ча­нии ноч­ной пас­халь­ной Ли­тур­гии. В суб­бо­ту Свет­лой сед­ми­цы его раз­ре­за­ют на мел­кие ча­сти и раз­да­ют ве­ру­ю­щим в па­мять о пя­ти хле­бах, ко­то­ры­ми Гос­подь чу­дес­но на­сы­тил мно­же­ство на­ро­да. Ис­то­рия про­ис­хож­де­ния арт­оса вос­хо­дит к апо­сто­лам, при­вык­шим вку­шать тра­пе­зу вме­сте с Гос­по­дом и про­дол­жав­шим и по воз­не­се­нии остав­лять для Него часть хле­ба на сто­ле – на слу­чай неожи­дан­но­го яв­ле­ния. Тот же смысл име­ет и вы­пе­ка­е­мый ве­ру­ю­щи­ми ку­лич – «до­маш­ний арт­ос», дол­го укра­ша­ю­щий на­ши празд­нич­ные сто­лы. Сле­ду­ет пом­нить, что на Укра­ине ку­ли­чом на­зы­ва­ют ку­ша­нье, при­го­тов­лен­ное из тво­ро­га (на­ша «пас­ха»), а «пас­хой» – наш ку­лич.

Обы­чай да­рить яй­ца вос­хо­дит еще к до­хри­сти­ан­ским вре­ме­нам. На­ро­ды Азии пре­под­но­си­ли их в знак ува­же­ния в день но­во­го го­да, дня рож­де­ния и дру­гих важ­ных слу­ча­ях, же­лая при этом при­бав­ле­ния потом­ства (яй­цо для это­го – хо­ро­ший знак!), дол­го­ле­тия и умно­же­ния бо­гат­ства. Для нас же пас­халь­ное яй­цо – за­ме­ча­тель­ный сим­вол скры­той жиз­ни, по­бе­до­нос­но со­кру­ша­ю­щей мерт­вен­ную скор­лу­пу гро­ба. Об­ме­ни­ва­ясь яй­ца­ми при пас­халь­ном при­вет­ствии, мы зри­мо на­по­ми­на­ем друг дру­гу о глав­ном дог­ма­те на­шей ве­ры – Вос­кре­се­нии Бо­го­че­ло­ве­ка Иису­са Хри­ста. Крас­ный цвет ука­зы­ва­ет на жи­во­твор­ную кровь Агн­ца Бо­жия, за­ме­нив­ше­го со­бой еже­год­ную жерт­ву вет­хо­за­вет­ных агн­цев в Иеру­са­лим­ском хра­ме.

Пас­ха – празд­ник со­ро­ка­днев­ный

Все эти «фо­не­ти­че­ские» и ку­ли­нар­ные об­ря­ды за­кан­чи­ва­ют­ся для мно­гих с окон­ча­ни­ем Пас­халь­ной неде­ли или да­же на вто­рой день Пас­хи. При этом лю­ди с удив­ле­ни­ем вос­при­ни­ма­ют пас­халь­ное по­здрав­ле­ние и сму­щен­но уточ­ня­ют: «С про­шед­шей Пас­хой?» Это рас­про­стра­нен­ное в нецер­ков­ной сре­де за­блуж­де­ние.

Сле­ду­ет пом­нить, что Свет­лой сед­ми­цей не за­кан­чи­ва­ет­ся празд­но­ва­ние Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Че­ство­ва­ние это­го ве­ли­чай­ше­го для нас в ми­ро­вой ис­то­рии со­бы­тия про­дол­жа­ет­ся в те­че­ние со­ро­ка дней (в па­мять со­ро­ка­днев­но­го пре­бы­ва­ния на зем­ле Вос­крес­ше­го Гос­по­да) и за­вер­ша­ет­ся «От­да­ни­ем празд­ни­ка Пас­хи» – тор­же­ствен­ным пас­халь­ным бо­го­слу­же­ни­ем на­ка­нуне празд­ни­ка Воз­не­се­ния. Здесь – еще од­но ука­за­ние на пре­вос­ход­ство Пас­хи пе­ред дру­ги­ми хри­сти­ан­ски­ми тор­же­ства­ми, из ко­то­рых ни один не празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью бо­лее че­тыр­на­дца­ти дней. «Пас­ха воз­вы­ша­ет­ся над дру­ги­ми празд­ни­ка­ми, как Солн­це над звез­да­ми», – на­по­ми­на­ет нам св. Гри­го­рий Бо­го­слов (Бе­се­да 19).

«Хри­стос вос­кре­се!» – «Во­ис­ти­ну вос­кре­се!» – при­вет­ству­ем мы друг дру­га в те­че­ние со­ро­ка дней.

 

Крат­кая биб­лио­гра­фия
Буйе, Лю­до­вик. О Биб­лии и Еван­ге­лии. Брюс­сель, 1965 («Пер­вая Ев­ха­ри­стия на по­след­ней Ве­че­ре», с. 221-232).
Ва­си­лий, еп. (Богда­шев­ский Д. И.). Тай­ная ве­че­ря Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Ки­ев, 1906.
Во­ро­нов Л., прот. Ка­лен­дар­ная про­бле­ма // Бо­го­слов­ские тру­ды. М., 1971. Сб. 7, с. 170-203.
Зан­дер В. Хри­стос – Но­вая Пас­ха. Объ­яс­не­ние служб Страст­ной сед­ми­цы и Пас­хи. Клин, 2001.
Зар­ниц­кий Я. Об огла­си­тель­ном Сло­ве св. Иоан­на Зла­то­уста на св. Пас­ху // Ду­хов­ный Вест­ник. 1896. № 12-13.
Иисус Хри­стос в до­ку­мен­тах ис­то­рии / Со­став­ле­ние, ста­тья и ком­мен­та­рии Б. Г. Де­ре­вен­ско­го. 3 изд. СПб., 2000.
Ильин В. Н. За­пе­ча­тан­ный гроб. Пас­ха нетле­ния: Объ­яс­не­ние служб Страст­ной сед­ми­цы и Пас­хи. Клин, 2001.
Кас­си­ан (Без­об­ра­зов), еп. Хри­стос и пер­вое хри­сти­ан­ское по­ко­ле­ние. М., 2001.
Мень А., прот. Сын Че­ло­ве­че­ский. М., 1991 (Часть III, гл. 15: «Пас­ха Но­во­го За­ве­та»).
Мень А., прот. Та­ин­ство, Сло­во и Об­раз. Бо­го­слу­же­ние Во­сточ­ной Церк­ви./ Пре­дисл. ар­хи­еп. Иоан­на (Ша­хов­ско­го). Брюс­сель, 1980 (и пе­ре­изд.)
Ор­лов Г. Объ­яс­не­ние пас­халь­но­го бо­го­слу­же­ния и пас­халь­ных обы­ча­ев. М., 1898.
Ру­бан Ю. И. Пас­ха (Свет­лое Хри­сто­во Вос­кре­се­ние). Л., 1991.
Ру­бан Ю. От Пас­хи до Тро­и­цы. (Эор­то­ло­ги­че­ские этю­ды) // Стра­ни­цы. Жур­нал Биб­лей­ско-Бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та ап. Ан­дрея. М., 1996. № 2, с. 87-101; № 3, с. 74-89.
Ру­бан Ю. И. Пас­ха (Свет­лое Хри­сто­во Вос­кре­се­ние) // Рос­сий­ский гу­ма­ни­тар­ный эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. М.; СПб.: СПбГУ, 2002. Т. II. С. 688-689.
Успен­ский Н. Д. Ана­фо­ра. (Опыт ис­то­ри­ко-ли­тур­ги­че­ско­го ана­ли­за) // БТр. Сб. №13. М., 1975 (с. 42-55; гла­ва со­дер­жит по­дроб­ное опи­са­ние и смыс­ло­вой ана­лиз по­след­ней Пас­хи Иису­са Хри­ста).

[1] Св. Иоанн Зла­то­уст. Бе­се­да на три­днев­ное Вос­кре­се­ние Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста // Тво­ре­ния. Т. VI, кн. 1. Пг., 1916. С. 61.
[2] Прот. Л. Во­ро­нов. Дог­ма­ти­че­ское бо­го­сло­вие. Клин, 2000. С. 46
[3] В Древ­ней Ру­си текст пас­халь­но­го тро­па­ря зву­чал несколь­ко ина­че: «Хри­сто­съ вос­кре­се из мерт­вых, смер­тию на смерть на­ступи, и гробь­ным жи­вот да­рова» (Три­одь Пост­ная и Цвет­ная, 2-я пол. XV в. – БАН, 13.5.3 / Яцим. 48, л. 124). Или так: «Хри­сто­съ вос­кре­се из мерт­вых, смер­тию на смерть на­ступи, и су­щим во гробе жи­вот да­рова» (Три­одь Цвет­ная, XVI в. – БАН, Ар­ханг. Д. 114, л. 174 об.). В пер­во­пе­чат­ной мос­ков­ской Три­о­ди 1591 г. текст тро­па­ря уже иден­ти­чен совре­мен­но­му. «Древ­ний пе­ре­вод в двух слу­ча­ях от­сту­па­ет от гре­че­ско­го ори­ги­на­ла (но­вый грам­ма­ти­че­ски пра­виль­нее), од­на­ко древ­ний пе­ре­вод луч­ше пе­ре­да­ет смыс­ло­вую сущ­ность и на­стро­е­ние это­го гим­на» (из неопуб­ли­ко­ван­ной лек­ции проф. Н. А. Ме­щер­ско­го о чине Утре­ни, чи­тан­ной в РНБ (ра­нее ГПБ), 11. IV.1977 г.).
[4] Ком­мен­та­рий к Ка­но­ну при­во­дим по изд.: Ильин В. Н. За­пе­ча­тан­ный гроб. Пас­ха нетле­ния. (объ­яс­не­ние служб Страст­ной сед­ми­цы и пас­хи). Клин, 2001. С.111-117.
[5] По­сле каж­до­го тро­па­ря Ка­но­на – пас­халь­ный тро­парь «Хри­стос вос­кре­се…», по­сле каж­дой пес­ни Ма­лая ек­те­нья и со­от­вет­ству­ю­щий воз­глас свя­щен­ни­ка.
[6] Ка­мень в пу­стыне, из ко­то­ро­го Мо­и­сей уда­ром из­влек во­ду (Исх 17:6), — про­об­раз жи­во­тво­ря­щих ре­бер Хри­сто­вых, ис­то­чив­ших кровь и во­ду для Кре­ще­ния и При­ча­ще­ния.
[7] То, что пре­ис­под­няя на­пол­ни­лась све­том, — это и озна­ча­ет суд над вра­га­ми Хри­ста. Они долж­ны бе­жать, но неку­да им бе­жать, ибо всю­ду Хри­стос (вспом­ним сти­хи да вос­креснет Бог… в на­ча­ле Утре­ни).
[8] Чет­вер­тая песнь всех ка­но­нов на­по­ми­на­ет о слу­же­нии сто­яв­ше­го на стра­же на башне свя­то­го про­ро­ка Ав­ва­ку­ма, про­ви­дев­ше­го необы­чай­ное и ужа­сав­ше­го­ся си­лой Гос­по­да. Этим чу­дом си­лы и все­мо­гу­ще­ства Бо­жия, про­ви­ден­ным Ав­ва­ку­мом, и бы­ло Вос­кре­се­ние Хри­сто­во.
[9] В кни­ге Ис­ход да­ны два про­об­ра­за Иису­са Хри­ста: пас­халь­ный аг­нец в па­мять из­бав­ле­ния от еги­пет­ско­го раб­ства (Исх 12: 5-11) и по­свя­ще­ние каж­до­го пер­вен­ца, раз­вер­за­ю­ще­го ма­те­рин­скую утро­бу (то есть рож­да­е­мо­го в пер­вый раз), меж­ду сы­на­ми Из­ра­иле­вы­ми, от че­ло­ве­ка до ско­та (Исх 13:1-2). Этих пер­вен­цев по За­ко­ну на­до бы­ло вы­ку­пать осо­бой жерт­вой. Про­об­раз ясен: Гос­подь Иисус Хри­стос был та­ким Пер­вен­цем, раз­вер­за­ю­щим дев­ствен­ную, неро­жав­шую утро­бу и по­свя­щен­ным Бо­гу, во­лю Ко­то­ро­го Он тво­рил до кон­ца. И жерт­вой, при­не­сен­ной за Него, был Он Сам, при­не­ся Се­бя за грех все­го ми­ра. Вот смысл 1-го тро­па­ря 4-й пес­ни.
[10] Здесь рас­кры­ва­ет­ся ра­дост­ное ис­пол­не­ние прит­чи о де­ся­ти де­вах (Мф 25:1-13).
[11] В пер­вом тек­сте утвер­жда­ет­ся мысль, что Гос­подь по­беж­да­ет за­ко­ны при­ро­ды не на­си­ли­ем («лом­кой»), а пе­ре­хо­дом в су­ще­ствен­но иной план бы­тия, на­хо­дя­щий­ся вне сфе­ры за­ко­нов тлен­ной при­ро­ды, вне пе­ри­фе­рии ми­ра. Как очень хо­ро­шо вы­ра­жа­лись сред­не­ве­ко­вые схо­ла­сты, «Gratia naturam non tollit, sed perficit — не уни­что­жа­ет при­ро­ду, но до­во­дит ее до со­вер­шен­ства». Чу­до не про­ти­во­есте­ствен­но, а сверхъ­есте­ствен­но. Хри­стос ро­дил­ся, Хри­стос вос­крес — утро­ба оста­лась дев­ствен­ной, а ка­мень за­пе­ча­тан­ным: За­пе­ча­та­ну гро­бу, жи­вот от гро­ба воз­си­ял ecu Хри­сте Бо­же, и две­рем за­клю­чен­ным, уче­ни­ком пред­стал ecu (Суб­бо­та Свет­лой сед­ми­цы. Тро­парь, глас 7-й). Это не на­ру­ше­ние, а пре­вос­хождение (perfectio). Та­ко­ва ис­тин­ная по­бе­да. По­бе­ди­тель же, на­си­лу­ю­щий по­беж­да­е­мо­го, не по­бе­ди­тель, а по­беж­ден­ный.
[12] Эта песнь от­ли­ча­ет­ся че­кан­ны­ми бо­го­слов­ски­ми фор­му­ли­ров­ка­ми, свой­ствен­ны­ми ге­нию свя­то­го Иоан­на Да­мас­ки­на, сов­ме­ща­ю­ще­го по­э­ти­че­ский по­лет мыс­ли с без­уко­риз­нен­ной стро­го­стью и точ­но­стью вы­ра­же­ния. Осо­бен­но за­ме­ча­те­лен здесь ир­мос с его ос­нов­ною мыс­лью: стра­да­ние Хри­ста — об­ле­че­ние при­ня­то­го Им че­ло­ве­че­ско­го есте­ства в бла­го­ле­пие (фило­каличес­кий кено­зис)
[13] 2-й тро­парь да­ет дог­ма­ти­че­скую фор­му­ли­ров­ку Пас­хи как на­ча­ла жиз­ни бу­ду­ще­го ве­ка. Этим непо­сред­ствен­но свя­зы­ва­ют­ся 6-й и 12-й чле­ны Сим­во­ла Ве­ры (и вос­крес­ше­го в тре­тий день по пи­са­ни­ем… и жиз­ни бу­ду­ще­го ве­ка).
[14] Т. е. весь че­ло­ве­че­ский род. Ев­рей­ское сло­во «адам» пе­ре­во­дит­ся про­сто как «че­ло­век» (лю­бой че­ло­век), в со­би­ра­тель­ном смыс­ле озна­ча­ет всё че­ло­ве­че­ство; в ка­че­стве лич­но­го име­ни от­но­сит­ся к Пер­во­че­ло­ве­ку (Ада­му). Со­сто­я­ние «тле­ния» – со­сто­я­ние ду­хов­ной и физи­че­ской де­гра­да­ции, невоз­мож­но­сти осу­ще­ствить в се­бе по­до­бие Бо­жие и ре­а­ли­зо­вать свое ис­тин­ное пред­на­зна­че­ние (см. вы­ше раз­дел «Как мы бы­ли спа­се­ны?»). Здесь на­ше­му бо­го­слов­ско­му тер­ми­ну «тле­ние» со­от­вет­ству­ют гре­че­ское фтора и не нуж­да­ю­ще­е­ся в ком­мен­та­ри­ях ла­тин­ское corruptio! Увы, на ин­ди­ви­ду­аль­ном уровне этой бо­лез­нью стра­да­ют мно­гие.
[15] Ис 14:9. Здесь воль­ный па­ра­фраз биб­лей­ско­го тек­ста. Бук­валь­ный смысл это­го сти­ха иной (см. рус­ский пе­ре­вод). В це­лом же прит­ча Ис­айи (см. в рас­ши­рен­ном кон­тек­сте, 14:3-21) – са­ти­ра на па­де­ние над­мен­но­го ме­со­по­там­ско­го ца­ря. От­цы Церк­ви ви­де­ли в ней сим­во­ли­че­ское изо­бра­же­ние па­де­ния Ден­ни­цы-Лю­ци­фе­ра.
[16] Двой­ная ци­та­та: Осия 13:14 = 1 Кор 15:55.
[17] От­пуст (греч. апо­лю­сис, лат. finis sacri officii) – это крат­кое, за­вер­ша­ю­щее бо­го­слу­же­ние мо­лит­вен­ное бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ни­ка, про­из­но­си­мое на со­лее, ли­цом к на­ро­ду.
[18] Вос­кре­се­ние Гос­подне. Неде­ля Ан­ти­пас­хи. Пре­по­ло­ве­ние Пя­ти­де­сят­ни­цы // Хри­сти­ан­ское чте­ние. СПб., 1839. Ч. 2. С. 125.
[19] Зан­дер В. Хри­стос – Но­вая Пас­ха. Клин, 2001. С. 53.
[20] Греч. харин анти хари­тос, букв. «бла­го­дать вме­сто бла­го­да­ти». Име­ет­ся в ви­ду бла­го­дать (ми­лость), да­ро­ван­ная в Вет­хом За­ве­те через при­ня­тие и ис­пол­не­ние Мо­и­се­е­ва За­ко­на. Этот За­кон (То­ра) не был спа­си­тель­ным (Галл 3:11), но лишь вре­мен­ным и под­го­то­ви­тель­ным, и был упразд­нен по­сле да­ро­ва­ния нам Хри­стом спа­си­тель­ной бла­го­да­ти.
[21] Зан­дер В. Хри­стос – Но­вая Пас­ха. Клин, 2001. С. 54.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Обсудить новость и добавить комментарий
Выбор редакции