Вторник, 23 апреля 2024 года

Три Спаса в августе 2020, значение, традиции и приметы праздника

Три спаса в августе 2020, значение, традиции и приметы этих праздников дошли до наших дней из глубокой древности. Все три даты празднуются, как чествование Спасителя. В традициях этого праздника переплетаются обычаи Христианства и дохристианские языческие обычаи.

Медовый Спас, его значение, традиции и приметы

Медовый Спас – первый по счёту в августе, он приходится на 14 число и имеет свою историю. Эта дата связана с двойной победой: русского князя Андрея Боголюбского, победившего в бою с болгарами, а также греческого императора Мануила – он в 1164 году выиграл битву с арабами.

И у русского князя, и у императора Греции принято было воевать со Святым Крестом Господним. Оба правителя совершали усердные молитвы ему, прося помочь, и оба вместе со своими войсками были удостоены чудесного явления: иконы Спасителя и Богородицы, которые взяли на поле битвы, стали источать свет и осенили им войско. Это придало воинам храбрости, и они скоро смогли одержать победу над неприятелем.

По церковному календарю медовый Спас называется «Происхождение честного древа «Животворящий Крест Господень». На этот праздник принято выносить из храма крест, совершать с ним крестные хода, проводить торжественно водосвятие всякого рода водоёмов. Отсюда ещё одно название праздника: мокрый Спас или же Спас на воде.

Что значил медовый Спас для наших далёких предков

Для обычных людей первый по счёту Спас – медовый. Его празднуют пчеловоды, впервые в этом году заламывая в ульях соты с мёдом. Считается, что это день, после которого пчёлы больше мёд не вырабатывают. Принято с первыми сотами отправляться в церковь – чтобы освятить их и, чтобы помянуть ими родителей.

После первого Спаса крестьяне начинали высевать озимые хлеба. «С первым Спасом – и посев первый», — говорили в народе. Горсть посевных семян обязательно также несли в храм освятить, а святые отцы до начала сева выходили в поле и освящали водой землю.

Принято у наших предков было на этот праздник освящать и колодцы. Среди примет этого дня – прекращение цветения роз и выпадение хороших рос. Ещё на медовый Спас принято было купать лошадей.

Медовый Спас ещё называют Маккавеем – это в честь памяти о мучениках Ветхого Завета Маккавеях. В народном календаре упоминается об этом событии, в то же время, связывая его со сбором мака.

Какие существуют традиции и приметы для яблочного Спаса

Великий Спас – яблочный, второй из трёх в августе. Его празднование приходится на 19 число. Великий Спас в народе особо почитаем. В церкви освящают яблоки вместе с другими плодами, и только после этого наши предки позволяли себе отведать их.

В этот день в древности хозяйки обязательно затевали пироги с яблочной начинкой, из яблок варили варенье и потом ходили в гости, угощая друг друга.

На яблочный Спас принято было освящать колоски из нового урожая зерновых. Второй Спас для крестьян всегда был пограничным периодом между летними и осенними работами. Кто приступал к посеву озимых, кто урожай раннего картофеля собирал, кто на ярмарку отправлялся.

Считалось, на второй Спас улетают в тёплые края аисты. Если же неделей раньше аисты начинали подготовку к вылету – значит, зима будет ранняя и холодная, а весна – тёплая. А задержались аисты и после второго Спаса – это к тёплой осени, к поздней зиме и к холодной весне.

Если улетели аисты, наши предки знали – приближается зима.

Традиции и приметы на ореховый Спас

Дата празднования третьего Спаса – 29 число. Этот праздник связан с перенесением нерукотворного образа Господа.

По преданию, когда Иисус Христос жил на земле, тяжко захворал один из князей — Эдесский. Прослышав о том, что Спаситель способен творить чудеса и уверовав в Него, князь посылает к Нему одного из своих приближённых, художника, вручив тому письмо к Господу, с просьбой исцеления от тяжкого недуга.

При виде Иисуса Христа, посыльный очень захотел перенести его образ на полотно, но, как он ни старался, ничего у него не получалось, настолько черты лика Господня оказались для него неуловимыми.

Господь увидел смятение художника и попросил принести воды умыться. Умывшись, Он поднёс к лицу платок и вытерся им. Удивились все присутствующие – на платке отобразился образ Христа.

Свой образ Иисус Христос вручил художнику для князя, написав ему: «Блажен ты, уверовав в меня, даже не видя. Когда я вознесусь, найдёт тебя мой ученик и с ним к тебе придёт полное исцеление».

В народе третий Спас называют ореховым, это связано с началом сбора орехов. А орешник всегда считали деревом священным и символом жизнерадостности и плодовитости. Ещё одно название орехового Спаса – хлебный, потому что озимый сев и жатва были уже позади. На ореховый Спас принято было заниматься выпечкой из хлеба нового урожая.


Выбор редакции


Еда