Вторник, 6 декабря 2016 года

Телескоп «Хаббл» запечатлел крупнейшую чёрную дыру во Вселенной

Ученые посредством орбитального телескопа «Хаббл» определили положение горизонта событий черной дыры, расположенной в центре эллиптической галактики NGC 4889 в созвездии Волосы Вероники. Об этом сообщается на сайте автоматической обсерватории.

Имя гигантской дыре ученые дали, учитывая тот  факт, что в данное время сверхмассивная дыра ведет себя относительно спокойно. Она затаилась, не поглощает пыль и звезды, сейчас они спокойно вращаются вокруг черного объекта. Насколько долго продлится такая идиллия – предсказать сложно, в любом случае, астрофизики считают, что ее затишье временно и является обманчивым. Наверняка, черная дыра таит в себе тайну, сути которой ученым пока трудно предугадать.

«Спящий гигант» расположен в эллиптической галактике NGC 4889 и удален от Земли на расстояние 300 миллионов световых лет. Этот объект действительно гигантского размера и массы. Когда несколько лет назад ученые впервые получили снимки этой массивной дыры, они оценили ее массу в 9,8 миллиардов масс Солнца. Новые же фотографии заставили ученых считать эту дыру просто чудовищной: вычисления показали, что ее масса в 21 миллиард раз больше массы нашего светила. Это означает, что «спящий гигант» является одной из двух самых массивных черных дыр, известных науке.

Как отмечают ученые, обнаруженный в NGC 4889 великан уже «закончил свой пир» и теперь отдыхает, полностью насытив аппетит. Дело в том, что все галактическое вещество на доступном для черной дыры расстоянии уже поглощено, и теперь гигант находится в состоянии покоя.

Несмотря на то что ни один объект не может покинуть горизонт событий с тем, чтобы предоставить исследователями какие-либо данные о черной дыре, ученые научились вычислять ее массу по скорости вращающихся вокруг нее звезд. Интересно, что обнаруженный учеными сверхмассивный звездный объект расположен в пределах нескольких градусов от северного галактического полюса.

Астрофизики НАСА и Европейского космического агентства, курирующие деятельность обсерватории «Хаббл» продолжат свои исследования с околоземной орбиты, где отсутствуют вызываемые атмосферой Земли помехи.

Об обнаружении черной дыры-«тяжеловеса» в галактике NGC 4889 сообщалось в декабре 2011 года. Тогда исследователи предполагали, что масса области может составлять 9,7 миллиарда солнечных.